О полифоническом цикле И. Ельчевой «24 прелюдии и фуги»
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Статья посвящена одному из незаслуженно забытых произведений – полифоническому циклу И. Ельчевой,
занимающему важное место в исторической эволюции фуги русских и российских композиторов. Внима-
ние акцентируется на особой изобретательности применения в нём принципа вариантного тематического
развития, характерного для самых разных форм и жанров русской музыки и имеющего специфически наци-
ональное звучание. Прослеживая его действие в полифонических формах русских композиторов – от наи-
более ранних проявлений в хоровых фугах Д. Бортнянского до полифонического цикла С. Слонимского –
автор отводит произведению Ирины Ельчевой важнейшее место в этой исторической цепочке. Наблюдения
над различными способами осуществления вариантных преобразований на интонационном, ритмическом
и структурном уровнях приводят к выводу о неразрывности исторических связей, объединяющих произве-
дение Ельчевой с сочинениями представителей русской классической музыки (Д. Бортнянского, М. Глинки,
Н. Римского-Корсакова), с одной стороны, и фугами Д. Шостаковича и С. Слонимского – с другой.
Ключевые слова: Ирина Ельчева, полифония, полифонический цикл, вариантный принцип, фуга, русская
музыка.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Bobrovskiy V. P. O dvukh metodakh tematicheskogo razvitiya v simfoniyakh i kvartetakh Shostakovicha [About Two Methods of Thematic Development in Shostakovich’s Symphonies and Quartets] Dmitriy Shostakovich [Dmitry Shostakovich]. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1967, pp. 359–396.
3. Vasiruk I. O vzaimootnoshenii preludii i fugi v polifonicheskom tsikle (na primere “24 preludii I fugi” I. El’chevoy) [About the Interrelations between the Prelude and the Fugue in the Contrapuntal Cycle (on the Example of 24 Preludes and Fugues of Irina Yеlcheva)] Nauka, iskusstvo, obrazovanie v kul’ture III tysyacheletiya: materialy konferentsii [Science, Art, Education in the Culture of the Third Millennium: Materials of the International Conference]. Volgograd, 2003, pp. 342–347.
4. Vyazkova E. V. Printsip neproportsionalnogo ritmicheskogo var’irovaniya v “Iskusstve fugi” Bakha i ego istoricheskie svyazi [The Principle of Disproportionate Rhythmic Variation in “The Art of the Fugue” by Bach and its Historical Links]. Polifonicheskaya muzyka. Voprosy analiza [Contrapuntal Music. Questions of Analysis]. Moscow: Gnessins’ Russian Academy of Music, 1984, pp. 31–51.
5. Grigor’eva G. V. Stilevye problemy russkoy sovetskoy muzyki vtoroy poloviny XX veka [Style Issues of Russian Soviet Music of the Second Half of the 20th Century]. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1989. 208 p.
6. Zaderatskiy V. V. Polifonicheskoe myshlenie I. Stravinskogo [The Polyphonic Thinking of Igor Stravinsky]. Moscow: Muzyka, 1980. 287 p.
7. Krupina L. L. Evolyutsiya fugi [The Evolution of the Fugue]. Moscow: Gnessins’ Russian Academy of Music, 2001. 188 p.
8. Mikhaylenko A. G. Fugirovannye formy v tvorchestve Bortnyanskogo i ikh mesto v istorii polifonii [The Fugue-Related Forms in Bortnyansky’s Musical Output and their Place in the History of Counterpoint] Voprosy musykalnoy formy [Questions of Musical Form]. Issue 4. Moscow: Muzyka, 1985, pp. 3–18.
9. Protopopov V. V. Istoriya polifonii. Vyp. 5: Polifoniya v russkoy muzyke XVII – nachala XVIII veka [The History of Counterpoint. Issue 5: Counterpoint in the Russian Music from the 17th to the Early 20th Century]. Moscow: Muzyka, 1987. 319 p.
10. Simakova N. A. Kontrapunkt strogogo stilya i fuga. Kniga 2: Fuga: eyo logika i poetika [Strict Style Counterpoint and the Fugue. Book 2: The Fugue: its Logic and Poetics]. Moscow: Kompozitor, 2007. 800 p.
11. Tsukkerman V. A. Analis musykalnykh proizvedeniy. Variatsionnaya forma [Analysis of Musical Compositions. The Variation Form]. Moscow: Muzyka, 1987. 239 p.