О полифоническом цикле И. Ельчевой «24 прелюдии и фуги»

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Larisa L. Krupina

Аннотация

Статья посвящена одному из незаслуженно забытых произведений – полифоническому циклу И. Ельчевой,
занимающему важное место в исторической эволюции фуги русских и российских композиторов. Внима-
ние акцентируется на особой изобретательности применения в нём принципа вариантного тематического
развития, характерного для самых разных форм и жанров русской музыки и имеющего специфически наци-
ональное звучание. Прослеживая его действие в полифонических формах русских композиторов – от наи-
более ранних проявлений в хоровых фугах Д. Бортнянского до полифонического цикла С. Слонимского –
автор отводит произведению Ирины Ельчевой важнейшее место в этой исторической цепочке. Наблюдения
над различными способами осуществления вариантных преобразований на интонационном, ритмическом
и структурном уровнях приводят к выводу о неразрывности исторических связей, объединяющих произве-
дение Ельчевой с сочинениями представителей русской классической музыки (Д. Бортнянского, М. Глинки,
Н. Римского-Корсакова), с одной стороны, и фугами Д. Шостаковича и С. Слонимского – с другой.

Ключевые слова: Ирина Ельчева, полифония, полифонический цикл, вариантный принцип, фуга, русская
музыка.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Krupina, L. L. (2016). О полифоническом цикле И. Ельчевой «24 прелюдии и фуги». Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (4), 79–84. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2016.4.079-084
Раздел
Музыкальная культура России
Биография автора

Larisa L. Krupina, Воронежский государственный институт искусств

Крупина Лариса Леонидовна – 
кандидат искусствоведения,
профессор кафедры теории музыки

Библиографические ссылки

1. Asaf’ev B. V. Muzykal’naya forma kak protsess [Musical Form as a Process]. Moscow; Leningrad: Muzyka, 1971. 376 p.
2. Bobrovskiy V. P. O dvukh metodakh tematicheskogo razvitiya v simfoniyakh i kvartetakh Shostakovicha [About Two Methods of Thematic Development in Shostakovich’s Symphonies and Quartets] Dmitriy Shostakovich [Dmitry Shostakovich]. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1967, pp. 359–396.
3. Vasiruk I. O vzaimootnoshenii preludii i fugi v polifonicheskom tsikle (na primere “24 preludii I fugi” I. El’chevoy) [About the Interrelations between the Prelude and the Fugue in the Contrapuntal Cycle (on the Example of 24 Preludes and Fugues of Irina Yеlcheva)] Nauka, iskusstvo, obrazovanie v kul’ture III tysyacheletiya: materialy konferentsii [Science, Art, Education in the Culture of the Third Millennium: Materials of the International Conference]. Volgograd, 2003, pp. 342–347.
4. Vyazkova E. V. Printsip neproportsionalnogo ritmicheskogo var’irovaniya v “Iskusstve fugi” Bakha i ego istoricheskie svyazi [The Principle of Disproportionate Rhythmic Variation in “The Art of the Fugue” by Bach and its Historical Links]. Polifonicheskaya muzyka. Voprosy analiza [Contrapuntal Music. Questions of Analysis]. Moscow: Gnessins’ Russian Academy of Music, 1984, pp. 31–51.
5. Grigor’eva G. V. Stilevye problemy russkoy sovetskoy muzyki vtoroy poloviny XX veka [Style Issues of Russian Soviet Music of the Second Half of the 20th Century]. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1989. 208 p.
6. Zaderatskiy V. V. Polifonicheskoe myshlenie I. Stravinskogo [The Polyphonic Thinking of Igor Stravinsky]. Moscow: Muzyka, 1980. 287 p.
7. Krupina L. L. Evolyutsiya fugi [The Evolution of the Fugue]. Moscow: Gnessins’ Russian Academy of Music, 2001. 188 p.
8. Mikhaylenko A. G. Fugirovannye formy v tvorchestve Bortnyanskogo i ikh mesto v istorii polifonii [The Fugue-Related Forms in Bortnyansky’s Musical Output and their Place in the History of Counterpoint] Voprosy musykalnoy formy [Questions of Musical Form]. Issue 4. Moscow: Muzyka, 1985, pp. 3–18.
9. Protopopov V. V. Istoriya polifonii. Vyp. 5: Polifoniya v russkoy muzyke XVII – nachala XVIII veka [The History of Counterpoint. Issue 5: Counterpoint in the Russian Music from the 17th to the Early 20th Century]. Moscow: Muzyka, 1987. 319 p.
10. Simakova N. A. Kontrapunkt strogogo stilya i fuga. Kniga 2: Fuga: eyo logika i poetika [Strict Style Counterpoint and the Fugue. Book 2: The Fugue: its Logic and Poetics]. Moscow: Kompozitor, 2007. 800 p.
11. Tsukkerman V. A. Analis musykalnykh proizvedeniy. Variatsionnaya forma [Analysis of Musical Compositions. The Variation Form]. Moscow: Muzyka, 1987. 239 p.