Башкирский хорнай. Реконструкция

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Равиль Г. Рахимов

Аннотация

Представленная статья – авторский взгляд на проблему реконструкции национальных фоноорудий. В качестве примера взят башкирский традиционный аэрофон «Хорнай», входящий в группу шалмеев кларнетного типа. Инструмент, имеющий общие конструкционные признаки с ориентальной зуммарой и славянской жалейкой, был восстановлен уфимскими мастерами А. Латыповым, Н. Старостиным и псковским реконструктором А. Поторчиным. Свыше 20 лет проходил концертно-исполнительскую апробацию на базе Уфимской детской музыкальной школы № 4 и Уфимского государственного института искусств имени Загира Исмагилова. Международное признание связано с энтузиастом хорная, кандидатом искусствоведения Л. Ишмурзиной, которая была отмечена званием лауреата на Международном конкурсе “Die Wiener sternenˮ («Венские звезды») в 2011 году в номинации «Сольное исполнительство на традиционном инструменте». Инструментальная группа «Хорнай» ДМШ № 4 заслужила звание лауреата на Всероссийских конкурсах «Урал иле» (2021 г.) и «Йондозкай» (2022 г.) в номинации «Ансамбли традиционных музыкальных инструментов». В заключение статьи делается вывод, что процесс реконструкции шёл без серьёзных ошибок, хорнай не вызывал возражений этнофоров башкирского этноинструментализма и имеет последователей.


Ключевые слова: реконструкция, аэрофоны, шалмей, национальные фоноорудия, башкирский хорнай.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Рахимов , Р. Г. (2023). Башкирский хорнай. Реконструкция. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, 50(1), 135–143. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/1434
Раздел
Музыкальные инструменты народов России
Биография автора

Равиль Г. Рахимов , Уфимский государственный институт искусств имени Загира Исмагилова, г. Уфа, Россия

Доктор искусствоведения, профессор кафедры теории музыки