Башкирские традиционные фоноорудия в исследовательском контексте

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Равиль Г. Рахимов

Аннотация

В статье кратко освещаются научные разработки учёных нового поколения, представляющих башкирскую этноорганологическую школу. Приоритет отдан двум направлениям развития этноинструментализма: устному национально-традиционному и письменному академическому.
В этноорганологическом контексте рассматривается и другая проблема, касающаяся существовавшего в течение долгого времени количественного ограничения башкирских фоноорудий, когда главными объявлялись два – курай и кубыз. К ним приписывались так называемые заимствованные: думбыра и кыл-кубыз, имеющие якобы казахское происхождение, и гармоника-баян, объявленная немецкой. Данный список из пяти наименований цитировался во всех печатных изданиях практически до конца ХХ века, а его рудименты встречаются даже в современных учебных пособиях. В статье отмечается, что подобное ограничение снимает этноорганология – наука о народных музыкальных инструментах, которая систематизирует фоноорудия по конструкционно-видовым признакам и конвергентному происхождению.
Особое внимание уделяется деятельности межвузовской Лаборатории этноорганологии, организация которой (2007) инициировала регулярный характер работы над данной проблемой, благодаря чему к 2013 году в научный оборот были введены 46 башкирских традиционных фоноорудий (Л.Ишмурзина), а в 2018 году их список был доведён до 53 наименований
(Р. Сагитов). Главной задачей статьи является освещение приоритетных научных направлений в работе Лаборатории, касающихся развития башкирского этноинструментализма, как традиционного, так и академического.
В заключительной части статьи на примерах диссертационных работ Р. Шайхутдинова (2012 г.),
Р. Сагадеевой (2014 г.) и других башкирских инструментоведов кратко затрагивается тема академизации национальных гармоник и баяна. Подчёркивается: исследования учёных нового поколения иллюстрируют уверенное становление школы башкирской этноорганологии.


Ключевые слова: этноорганология, традиционный фоноинструментарий, классификатор Хорнбостеля-Закса, академизация, учёные нового поколения.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Рахимов, Р. Г. (2023). Башкирские традиционные фоноорудия в исследовательском контексте. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, 53(4), 191–200. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/1488
Раздел
Музыкальное краеведение
Биография автора

Равиль Г. Рахимов, Магнитогорская государственная консерватория, им. М.И. Глинки, г. Магнитогорск, Россия

Доктор искусствоведения, профессор музыковедческо-исполнительского факультета