Искусство скрытых смыслов: о концепции и музыкальной драматургии вокального цикла Бориса Чайковского «Последняя весна»

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Юлия А. Черенкова

Аннотация

Статья посвящена последнему и одному из вершинных камерно-вокальных циклов Бориса Чайковского «Последняя весна» для меццо-сопрано, флейты, кларнета и фортепиано (1980). Его уникальность – в многослойности идейного замысла, запечатлевшего глубинные философские размышления композитора о теориях универсума, бытии и ценностях человеческого существования. Для воплощения этого замысла были отобраны и соответственно музыкальному развитию скомпонованы стихи Николая Заболоцкого, отражающие пантеистические или панантропические взгляды поэта. Отмечается, что соответствие эмоциональному тону стихов не затеняет роли музыки в раскрытии самобытной концепции. Сами звуковыразительные средства автор трактует как некий аналог явлениям мироздания. В драматургии произведения выявляются принципы контраста, проистекающего из сопоставления весны (молодости)
и осени (зрелости), замедления как постепенного движения жизни к «осени», а также характерные для Б. Чайковского принципы родства материала и его вариантности. Значение контрастных соотнесений обосновывается через такие параметры, как тональное
и метроритмическое строение цикла, темпы, формы и продолжительность частей. Выдвигается гипотеза о свойственной композитору опоре на пять интонационных элементов, которые
в контексте цикла-размышления о бытии могут быть уподоблены пяти природным стихиям. Внимание уделено также очень тонкой работе с тембрами. Известно, что композитор стремился к локализации духовых, их удалению на второй план, что обеспечило особого рода объёмное звучание, аналогичное ощущению перспективы в изобразительных искусствах. Выделенные в статье принципы в символичной форме претворяют на всех уровнях музыкальной ткани эстетические и философские идеи «Последней весны».


Ключевые слова: Борис Чайковский, Николай Заболоцкий, вокальный цикл, «Последняя весна», концепция, музыкальная драматургия.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Черенкова, Ю. А. (2022). Искусство скрытых смыслов: о концепции и музыкальной драматургии вокального цикла Бориса Чайковского «Последняя весна» . Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, 49(4), 24–39. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/1405
Раздел
Художественный мир музыкального произведения
Биография автора

Юлия А. Черенкова, Воронежский государственный институт искусств, г. Воронеж, Россия

Студентка 5 курса