Кантата «Знаки Зодиака» как средоточие художественных принципов Бориса Чайковского в его вокальном макроцикле

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Юлия А. Черенкова

Аннотация

В статье рассматривается кантата «Знаки Зодиака» в качестве вершинного сочинения грандиозного «цикла циклов», сложившегося в вокальном творчестве Б. Чайковского. В центре внимания – художественные принципы вокальной музыки композитора, получившие концентрированное выражение в кантате. Их действие рассматривается на драматургическом и композиционном уровнях. Анализ этих параметров осуществляется в сопряжении с идейным замыслом цикла, главной темой которого является рефлексия о сущности творческой деятельности. Внедряясь в сферы философии и психологии творчества, Чайковский размышляет об индивидуальности художника, тайнах вдохновения и механизмах сочинительского акта. Композитор, вслед за поэтами, обнаруживает авторское ви́дение ключевых законов искусства, вскрывая тем самым базовые принципы собственного творчества.


Ключевые слова: Борис Чайковский, Ф. Тютчев, А. Блок, М. Цветаева, Н. Заболоцкий, кантата «Знаки Зодиака», вокальный цикл, макроцикл, художественные принципы, концепция, музыкальная драматургия.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Черенкова, Ю. А. (2023). Кантата «Знаки Зодиака» как средоточие художественных принципов Бориса Чайковского в его вокальном макроцикле. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, 53(4), 33–48. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/1477
Раздел
Музыка XX–XXI веков
Биография автора

Юлия А. Черенкова, Воронежский государственный институт искусств, г. Воронеж, Россия

Аспирантка