Претворение метода «потока сознания» в автобиографии Джачинто Шельси «101 сновидение»

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Олеся А. Осипенко

Аннотация

В статье рассматривается автобиографическое произведение «101 сновидение» (в оригинальном варианте – “Il Sogno 101”), принадлежащее перу итальянского поэта и композитора XX века Джачинто Шельси (1905–1988). Данный труд автора является чрезвычайно необычным не только с точки зрения его фиксации, но и с позиций организации и воплощения содержания, во многом обусловленных использованием метода «потока сознания» (англ. “stream of consciousness”), получившего широкое распространение в модернистской западноевропейской литературе XX века. При внешнем следовании автобиографии “Il Sogno 101” Джачинто Шельси традициям, характерным для изложения мемуарных произведений авторов различных эпох, от подобных документов её отличает особый хронотоп, в котором преобладает смешанная система хронологизации событий [7, с. 152]. Несмотря на то, что в текстах работы «101 сновидение» датирование биографических фактов отражается с помощью календарного времяисчисления, очерёдность их появления постоянно нарушается автором. Джачинто Шельси обращается в автобиографии «101 сновидение» к принципиально новому для его времени способу создания текста. Воспоминания композитора, записываемые на протяжении нескольких десятилетий на магнитофонную ленту и излагаемые в свободном, не всегда последовательном порядке, впоследствии передавались редакторам издательства, которые после перевода автобиографии в литературный текст отдавали его для окончательной корректировки автору, а затем – в печать. В статье приводится хронология, отражающая основные этапы становления автобиографии Джачинто Шельси, а также – впервые в отечественном музыкознании – обсуждаются вопросы её содержания и трактовки жанра композитором.


Ключевые слова: Джачинто Шельси, автобиография, «101 сновидение», поток сознания.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Осипенко, О. А. (2022). Претворение метода «потока сознания» в автобиографии Джачинто Шельси «101 сновидение» . Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, 47(2), 82–91. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/1360
Раздел
Музыка в системе культуры
Биография автора

Олеся А. Осипенко, Сибирский государственный институт искусств имени Дмитрия Хворостовского, г. Красноярск, Россия

Кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории музыки и композиции