Выразительные возможности фактурной организации в произведениях национальных хакасских композиторов (на примере пьес Татьяны Шалгиновой из цикла «Солнечный чатхан»)

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Елена А. Осипенко
Олеся А. Осипенко

Аннотация

Музыкальное образование представляет собой длительный процесс, целью которого является воспитание профессионального исполнителя. Сложность обучения обусловлена многообразием музыкально-выразительных средств и техник, характерных для того или иного эпохального стиля. Перед исполнителем часто возникает нелёгкая задача максимально приблизиться к музыкальному стилю, передать особенности его звучания. При этом каждая эпоха выдвигает особый ряд требований к исполнению сочинений, распространяющихся на различные музыкально-выразительные средства: динамические оттенки, темпы, штрихи, гармонию и фактуру. Как правило, закономерности оформления произведений были обусловлены конкретными условиями функционирования – историческими (эпохальный стиль) или территориальными (национальный стиль).


В данной статье рассматриваются некоторые особенности фактурной организации, выявляются её выразительные возможности в избранных фортепианных пьесах современного хакасского композитора Татьяны Фёдоровны Шалгиновой. Автором, являющимся с 1998 года заслуженным деятелем искусств Республики Хакасия, а с 2009 года – членом Союза композиторов Российской Федерации, было создано немало фортепианных композиций для детей и юношества, оформленных в виде авторских сборников: «Мир Наки», «Летний Ре мажор», «Весенний Соль мажор», «Зимний До мажор», «Солнечный чатхан», «Танцующие эльфы».


Материалом для статьи послужили следующие фортепианные пьесы из альбома «Солнечный чатхан», написанного в 2001 году: «Сон шамана», «Ковыль у Салбыкского кургана», «Живая вода». В них продемонстрированы различные выразительные возможности фактуры и ярко проявляется её национальное своеобразие.


Ключевые слова: хакасские композиторы, Т. Шалгинова, «Солнечный чатхан», фактурная организация.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Осипенко, Е. А., & Осипенко, О. А. (2021). Выразительные возможности фактурной организации в произведениях национальных хакасских композиторов (на примере пьес Татьяны Шалгиновой из цикла «Солнечный чатхан»). Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, 42(1), 121–127. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/1249
Раздел
Музыкальная культура народов России
Биографии авторов

Елена А. Осипенко, Музыкальный колледж Института искусств Хакасского государственного университета имени Н.Ф. Катанова, г. Абакан, Республика Хакасия, Россия

Преподаватель

Elena A. Osipenko, Teacher at the Music College of the Institute of Arts of the Khakass State N.F Katanov University

Олеся А. Осипенко, Сибирский государственный институт искусств имени Д. Хворостовского, г. Красноярск, Россия

Кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории музыки и композиции, и. о. декана музыкального факультета 

Olesya A. Osipenko, Ph.D. (Arts), Associate Professor at the Music Theory and Composition Department, Active Dean at the Music Faculty of Siberian State D. Hvorostovsky Institute of Arts