Об «оперности» драматургии Пушкина
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Судьба драматургического наследия Пушкина складывалась парадоксально. Все его шесть больших и маленьких трагедий на русской драматической сцене XIX века успеха не имели, ставились редко и неудачно, закрепляя распространённое мнение о принципиальной непригодности пушкинской драматургии для сцены. В то же время русский музыкальный театр принял драматические творения поэта с восторгом. Все пьесы усилиями выдающихся оперных композиторов получили блистательное воплощение, причём каждое из этих воплощений открывало новые пути в русском оперном искусстве. Автор статьи стремится разобраться в глубинных причинах этого парадокса, тотальной невосприимчивости к пушкинским трагедиям драматического театра XIX столетия, а, с другой стороны, – абсолютной предрасположенности к ним театра оперного. В поисках ответа он приходит к выводу о том, что эти причины были во многом общими. Напряжённая концентрация и компактность, сжатость и плотность содержания, смысловая насыщенность каждого слова требовали особой постановочной эстетики, какой русский драматический театр ещё не владел. По-видимому, силой своего гения Пушкин предвосхищал некий гипотетический театр будущего. Но именно такой литературный материал всегда искали оперные композиторы, расценивая его как высшее достоинство, и не случайно ни один из них при обращении к пушкинской драматургии не прибегал к помощи либреттистов. В статье раскрываются те качества драм, которые открывали для музыкального воплощения огромные пространства, исподволь направляя руку композиторов. Автор показывает, как лексическая и интонационная характерность пушкинских текстов инициировала открытия композиторов в сфере музыкальной декламации, как богато и разнообразно в них были заложены предпосылки для построения завершённых оперных форм.
Ключевые слова: драматургия Пушкина, русский драматический театр, русская опера, либретто, музыкальная декламация, оперные формы.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.