О симфонизме «Маленьких трагедий» А.С. Пушкина

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Анатолий М. Цукер

Аннотация

Автор статьи продолжает традицию осмысления творчества А.С. Пушкина сквозь призму музыкальных закономерностей, сложившуюся в отечественном литературоведении и музыковедении. «Маленькие трагедии» великого русского поэта и драматурга рассматриваются в свете симфонизма, трактованного в его универсальном понимании как музыкально-художественного метода постижения динамики окружающего мира, противоречивых процессов, происходящих в самой жизни, ее диалектику. Проявление этого метода в литературных трагедиях создает особую их предрасположенность к музыкальному претворению в условиях симфонизированной оперной драматургии. На примере трагедий «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы» автор показывает проявление в них всеобщей взаимосвязи явлений и процессов – природного свойства симфонического мышления. На музыковедческом языке указанную взаимосвязь можно было бы назвать «сквозным симфоническим процессом взаимодействия образно- тематических сфер», реализуемым и в отдельных пьесах, и в масштабах всего «цикла». В статье также прослеживается произрастание в одноименных операх русских композиторов-классиков из метафорического пушкинского симфонизма – симфонизма реального, музыкального, когда высочайшая логика «Маленьких трагедий», их смысловая символика дают жизнь семантически наполненному движению музыкальной ткани, динамичным интонационно-тематическим процессам. На материале «Скупого рыцаря» С.В. Рахманинова автор статьи демонстрирует влияние пушкинской драматургии, инициирующей многие творческие поиски композитора, оказывающей мощное воздействие на концептуальное и драматургическое решение оперы.


Ключевые слова: симфонизм, «Маленькие трагедии», драматургия, образы-символы, художественный метод, опера, Пушкин, Рахманинов.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Цукер, А. М. (2021). О симфонизме «Маленьких трагедий» А.С. Пушкина. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, 42(1), 70–80. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/1244
Раздел
Слово и музыка
Биография автора

Анатолий М. Цукер, Ростовская государственная консерватория им. С.В. Рахманинова г. Ростов-на-Дону, Россия

Доктор искусствоведения, профессор, научный и творческий руководитель кафедры истории музыки

Anatoly M. Zucker, Dr. Sci (Arts), Professor, Scientific and Creative Head of the Music History Chair, Rostov State Rachmaninov Conservatory