Духовный концерт в культуре современной России: традиции и новаторство

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Irina P. Dabayeva

Аннотация

Выявляя характерные особенности современных духовных
концертов, автор определяет регламент духовного концер-
та, получившего развитие в русской культуре в XIX – на-
чале XX века, его эволюцию и состояние на современном
этапе. В программы дореволюционных концертов входили
православные песнопения, реже – духовная музыка запад-
ноевропейских композиторов. Регламент проведения вклю-
чал следующие требования: проводить в приличествующих
событию помещениях, начинать концерт молитвой, а завер-
шать исполнением «Народного гимна», не аплодировать, не
исполнять песнопения евхаристического канона, не смеши-
вать духовную и светскую музыку. Среди других особенно-
стей: проведение концертов в дни постов, зачастую с благо-
творительной целью, невысокие цены на билеты. Духовные
концерты в Советской России были редки и приурочивались
к каким-либо знаменательным датам и важным событиям.
В современной отечественной культуре «духовный концерт»
и «концерт духовной музыки» представляют различные явле-
ния. Широкая трактовка понятия «духовный» в наше время
привела к тому, что в духовные концерты стали включать не
только музыку, но и элементы других видов искусств: художе-
ственное чтение, театральное действо, танец и даже акроба-
тику. Это даёт основание определить современный духовный
концерт как полижанровый. В концертах духовной музыки в
настоящее время исполняются не только сочинения на рели-
гиозный текст, но и народные, патриотические песни, произ-
ведения классического музыкального репертуара. Регламент
их проведения не отличается от светских концертов. Интерес
слушателей к концертам духовной музыки позволяет сделать
вывод о возможности возвращения к формам, сложившимся
в дореволюционное время.

Ключевые слова: русская духовная культура, духовный
концерт, концерт духовной музыки, духовная музыка

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Dabayeva, I. P. (2013). Духовный концерт в культуре современной России: традиции и новаторство. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (2), 134–138. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/131
Раздел
Музыка в системе культуры
Биография автора

Irina P. Dabayeva, Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова

Ирина Прокопьевна Дабаева – кандидат искусствоведения,
профессор кафедры теории музыки и композиции

Библиографические ссылки

1. Dabaeva I. P. Prosvetitel’skoe znachenie dukhovnykh kontsertov v kontse XIX – nachale XX stoletiy [The Educational Importance of Sacred Concerts at the turn of the 19th and 20th centuries]. Gumanitarnye i sotsial’no-ekonomicheskie nauki [Humanitarian and Social-Economic Sciences], 2012, no. 2 (63), pp.49–52.
2. Skripnikov M. Avtobiografiya [Autobiography]. Arkhiv M. Iu. Skripnikova [M. Iu. Skripnikov’s Archive]. – Khranitsya v lichnom arkhive avtora stat’i [Preserved in Skripnikov’s Personal Archive]. 3 p.
3. Dmitruk M. A. Muzyka dukha [The Music of Spirit]. URL: http://www.boyan.ru/node/208.
4. Kontsert dukhovnoy muzyki. Po materialam stat’i Daniila Korovyakova [Concerts of Sacred Music. Based on the Materials of Daniil Koroviakov’s Article]. URL: http://www.musicvrn.ru/ sacred-music.
5. Proshel ezhegodnyy eparkhial’nyy kontsert dukhovnoy muzyki [The Annual Eparchial Annual Concert of Sacred Music took place]. URL: http://www.vladivostok-eparhia.ru/news/ eparhy/?id=2728