Об изучении традиционного пения вепсов в контексте когнитивного этномузыкознания

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Svetlana V. Kosyreva

Аннотация

В статье представлен опыт изучения вепсской певческой традиции с позиций
когнитивного этномузыкознания. Данное направление, представленное на сегодняшний
день единичными публикациями в отечественном этномузыкознании, рассматривается
с позиций развития интонационной теории Б. Асафьева. Применительно к этномузыкологии
в свете когнитивной парадигмы художественный текст осмысляется как сложный знак,
который выражает знания этнофора о действительности, воплощённые в традиционных
произведениях в виде индивидуальной звуковой картины мира. Вепсская музыкально-
фольклорная традиция удивительна и самобытна. Она представлена произведениями
различных жанров: лирическими песнями, свадебными, похоронными и рекрутскими
причитаниями, календарными напевами, колыбельными, заговорами, частушками, сказками
и др. При знакомстве с традицией огромный интерес исследователей вызывает прежде
всего необычный характер звучания вепсских песен. Этническая музыка вепсского народа –
чрезвычайно интересное, но малоизученное явление, обусловлена особенностями этногенеза,
географическим положением и историко-культурной спецификой. Вепсы являются одним
из древнейших народов Европейского Севера. Их происхождение учёные связывают
с племенами веси и чуди, впервые упомянутыми в исторических источниках ещё в середине
VI века. Таким образом, уже в первой половине I тысячелетия эти племена населяли Межозерье
– пространство между тремя крупнейшими северными озёрами – Ладожским, Онежским и
Белым. В настоящее время территория традиционного расселения вепсов занимает узкую
полосу вдоль Онежского озера и центральную часть Межозерья. Применение когнитивного
подхода на вепсском этническом материале позволило выявить семантически важную
взаимосвязь тембра и интонирования в процессе формирования художественного хронотопа.

Ключевые слова: когнитивная этномузыкология, музыкальное финноугроведение,
этническая музыка, вепсы, традиционное пение, интонирование, акустический анализ,
звуковысотность, тембр, артикуляция.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Kosyreva, S. V. (2019). Об изучении традиционного пения вепсов в контексте когнитивного этномузыкознания. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (4), 82–89. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2019.4.082-089
Раздел
Международный отдел
Биография автора

Svetlana V. Kosyreva, Петрозаводская государственная консерватория имени А. К. Глазунова

Косырева Светлана Витальевна, кандидат искусствоведения, доцент
кафедры истории музыки

Библиографические ссылки

1. Alpatova A. S. Zvukovaya kartina mira kak informatsionnaya model' arkhaicheskoy i traditsionnoy kul'tury [The Sound World View as the Informational Model of Archaic and Traditional Culture]. Problemy muzykal'noj nauki / Music Scholarship. 2007. No. 1, pp. 125–140. (In Russ.)
2. Alekseev E. E. Rannefol'klornoe intonirovanie. Zvukovysotnyy aspect [Early Folk Music Intonation. The Aspect of Pitch]. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1986. 240 p.
3. Amrakhova A. A. Kognitivnye aspekty interpretatsii sovremennoy muzyki: na primere tvorchestva azerbaydzhanskikh kompozitorov: dis. ... d-ra iskusstvovedeniya [The Cognitive Aspects of the Interpretation of Contemporary Music: By the Example of the Artistic Work of Azerbaijani Composers: Dissertation for the Degree of Doctor of Arts]. Moscow, 2005. 325 p.
4. Asafiev B. V. Muzykal'naya forma kak protsess [Musical Form as a Process]. Leningrad: Muzyka, 1971. 376 p.
5. Kosyreva S. V. The Incantations of the Veps People: Issues of Learning a Musical Language. Problemy muzykal'noj nauki / Music Scholarship. 2016. No. 2, pp. 35–44. (In Russ.) DOI: 10.17674/1997-0854.2016.2.035-044.
6. Kosyreva S. V., Nikolaeva S. Yu. Problemy izucheniya pevcheskikh traditsiy narodov Karelii: opyt vyyavleniya tembro-artikulyatsionnykh modeley [Issues of Studying the Singing Traditions of the Peoples of Karelia: An Attempt of Identifying the Models of Timbre and Articulation]. Ezhegodnik finno-ugorskih issledovaniy [Yearbook of Finno-Ugriс Studies]. 2017. Volume 11, Issue 1, pp. 123–133.
7. Krasnopol'skaya T. V. Pevcheskoe iskusstvo narodov Severo-Zapada Rossii. Issledovanija. Stat'i [The Singing Art of the Peoples of the North-West of Russia. Research Works. Articles]. Edited by V. I. Nilova. Petrozavodsk: Verso, 2013. 184 p.
8. Semakova I. B. Etnicheskaya spetsifika muzykal'noy traditsii vepsov [The Ethnic Specific Features of the Musical Tradition of the Vepsians]. Vepsy, karely i russkie Karelii i sopredel'nykh oblastey: issledovaniya i materialy k kompleksnomu opisaniyu etnosov [The Vepsians, Karelians and Russians of Karelia and Neighbouring Areas: Studies and Materials for a Comprehensive Description of Ethnic Groups]. Petrozavodsk: Karelian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences, 2016, pp. 91–100.
9. Khokhlova A. L. Utverzhdenie kognitivnogo podkhoda v sovremennom muzykoznanii [An Assertion of the Cognitive Approach in Modern Musicology]. Muzykal'naya akademiya [Musical Academy]. 2013. No. 3, pp. 166–170.
10. Khokhlova A. L. About the Sources and Contemporary Condition of Musical Cognitive Science. Problemy muzykal'noj nauki / Music Scholarship. 2015, No. 1 (18), pp. 5–11. (In Russ.) DOI: 10.17674/1997-0854.2015.1.18.005-011.