Временная структура сюжета оперы «Жизнь за царя» Михаила Глинки как фактор идейно-художественной целостности
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Исследование художественного мира оперного жанра необходимо включает в себя
анализ временной структуры сюжета. Через сценические ситуации и вербальный текст
репрезентируются различные временные модусы оперного сюжета. Фигурирующие в прямом
или косвенном виде, они разными способами формируют некоторые важные смысловые
слои сюжетного пространства оперы. Исследование идейной и структурной организации
художественного времени, представленного в сюжете оперы «Жизнь за царя» Михаила
Глинки, является целью настоящей статьи. Выделяются основные временные линии сюжета,
идентифицируемые в соответствии с ситуационным контекстом и сюжетно-функциональным
статусом персонажей. Выявляется типологическое разнообразие временных форм,
устанавливается смысловая взаимосвязь сюжетно-временных линий, идейные и знаковые
функции временных модусов. Исследование проводится в опоре на методы филологического
и семантического анализа текста, что позволяет обнаружить глубинные смысловые слои
сюжетного времени оперы. Типологическое и функциональное многообразие временных
линий способствует формированию целостности и многомерности временного континуума
сюжета оперы. Он выступает в роли модели национально-исторического «чувства времени».
Автор приходит к выводу о системном идейном единстве временного универсума сюжета
оперы, являющего собой значимый сегмент художественной картины мира произведения.
Ключевые слова: Михаил Глинка, опера «Жизнь за царя», художественный мир,
художественное время, сюжет.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Bashlyar G. Poetika prostranstva. [The Poetics of Space]. Moscow: Ad Marginem Press, 2014. 352 p.
3. Virolainen M. N. Istoricheskie metamorfozy russkoy slovesnosti [The Historical Metamorphoses of Russian Literature]. St. Petersburg: Amfora, 2007. 495 p.
4. Zenkin K. V. Muzyka – Eydos – Vremya. A. F. Losev i gorizonty sovremennoy nauki o muzyke [Music – Eidos – Time. Alexei Losev and the Horizons of Modern Music Scholarship]. Moscow: Pamyatniki istoricheskoy mysli [Monuments of Historical Thought], 2015. 446 p.
5. Levasheva O. N. Mikhail Ivanovich Glinka: monografiya. V 2 t. T. 1 [Mikhail Glinka: Monograph. In 2 Volumes. Vol. 1]. Moscow: Muzyka, 1987. 381 p. (Klassiki muzykal'noy kul'tury [Classics of Musical Culture]).
6. Ozhegov S. I. Slovar' russkogo yazyka [Dictionary of the Russian Language]. Moscow: Sovetskaya entsiklopediya, 1970. 900 p.
7. Sevastyanova S. S. Vremya i prostranstvo v ekrannom muzykal'nom teatre [Time and Space in the On-Screen Musical Theater]. Filosofiya i kul'tura [Philosophy and Culture]. 2013. No. 2, pp. 197–209. DOI: 10.7256/1999-2793.2013.02.7.
8. Sidorova M. A. The Spatial-Temporal Organization of the Text of the Introduction to Mikhail Glinka’s Opera “A Life for the Tsar” in the Context of Russian History]. Problemy muzykal'noj nauki / Music Scholarship. 2018. No. 4, pp. 34–42. DOI: 10.17674/1997-0854.2018.4.034-042.
9. Spector D. M. Vechnost' prostranstva i vremeni i ikh obrashcheniye [The Eternity of Space and Time and Their Circulation]. Filosofiya i kul'tura [Philosophy and Culture]. 2016. No. 12, pp. 1631–1638. DOI: 10.7256/1999-2793.2016.12.2084.
10. Teoriya literatury: ucheb. posobie. V 2 t. T. 1. Teoriya khudozhestvennogo diskursa. Teoreticheskaya poetika [The Theory of Literature: Textbook. In 2 Volumes. Vol. 1. Theory of Art Discourse. Theoretical Poetics]. Ed. by N. D. Tamarchenko; N. D. Tamarchenko V. I. Tyupa, S. N. Broytman. 2nd Ed. Moscow: Akademiya, 2007. 512 p.
11. Demchenko Alexander I. Universal Art Studies: Theory and Practice. Problemy muzykal'noj nauki / Music Scholarship. 2018. No. 3, pp. 102–108. DOI: 10.17674/1997-0854.2018.3.102–108.