Музыкальная ницшеана Альфонса Дипенброка
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Статья посвящена точке диалогического сопряжения идей немецкого мыслителя
Фридриха Ницше и нидерландского композитора и эссеиста Альфонса Дипенброка,
а также ситуации их расхождения в пространстве вокально-оркестрового сочинения
«В великом молчании» («Im grossen Schweigen»). Анализ симфонической поэмы предваряет
раздел, в котором рассматриваются параллельные и пересекающиеся линии судеб и
творческого развития обеих фигур, их пристрастия в сфере литературы, в частности,
поэзии, затрагиваются концепты «аполлонического» и «дионисического», волнующие и
Ницше, и Дипенброка. Афоризм Ницше «В великом молчании», ставший литературной
основой одноимённой симфонической поэмы Дипенброка, приметен тем, что представляет
собой бессюжетный текст, напоминающий по форме внутренний монолог модернистского
романа. При этом композитор, внимательно следуя за словом Ницше, поместил этот текст
в особый структурный каркас, своеобразно интерпретировал содержание афоризма,
главными персонажами которого являются человек и природа. Переосмыслив семантический
стержень философского текста, Дипенброк представил версию финала, отличающуюся от
оригинальной. Будучи ортодоксальным католиком, он не прибегнул к критике человека,
что мог бы позволить себе Ницше, не оставил его со своим несовершенством наедине,
а направил на определённый путь, возвышающий человека над самим собой.
Ключевые слова: Ницше, Дипенброк, внутренний монолог, конфликт, дионисическое и
аполлоническое, католицизм, гимн.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Mann T. Filosofiya Nitsshe v svete nashego opyta [The Philosophy of Nietzsche in Light of our Experience]. Translation from German by P. Glazova. Mann T. Sobranie sochineniy. V 10 t. T. 10 [Mann Th. Collected Works. In 10 Vol. Vol. 10]. Moscow: State Publishing House of Fiction, 1961, pp. 346–391.
3. Nitsshe F. Soch. V 2 t. T. 1 [Nietzsche F. Works. In 2 vol. Vol. 1]. Compilation, editorial, introductory article and notes by K. A. Svasyan. Moscow: Mysl', 1990. 830 p.
4. Nitsshe F. Soch. V 2 t. T. 2 [Nietzsche F. Works. In 2 vol. Vol. 2]. Compilation, editorial, introductory article and notes by K. A. Svasyan. Moscow: Mysl', 1990. 829 p.
5. Shuranov V. A. The Inner Modus of Baroque Form: Thematic Structuring. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2012. No. 2, pp. 208–213. (In Russ.)
6. Shcherbakova E. M. Muzyka i Nitsshe: monografiya [Music and Nietzsche: Monograph]. Ryazan: Kopi-Print; Kolomna: Kolomna State Pedagogical Institute, 2009. 338 p.
7. Eko U. Poetiki Dzhoysa [Eco U. The Poetics of Joyce]. Translation from the Italian by A.V. Koval. St. Petersburg: Simpozium, 2003. 496 p.
8. The Alphons Diepenbrock Catalogue of Works. URL: https://media.diepenbrock-catalogus.nl/docs/timeline/chronologie%201862-1893.pdf. (08.04.2019).
9. Diepenbrock A. Versamelde geschriften. Ed. Eduard Reeser & Thea Diepenbrock. Het Spectrum, Utrecht: Brussel, 1950. 432 S. URL: https://www.dbnl.org/tekst/diep001verz01_01/ (09.04.2019).
10. Huckvale D. Music for the Superman. Nietzsche and Great Composers. Jefferson, North Carolina: McFarland & Company, 2017. 232 p.
11. Meer de Walcheren, P. van der. Branding. Amsterdam: Van Munster Uitgevers-Maatschappij, 1930. 234 S. URL: https://www.dbnl.org/tekst/meer001bran02_01/meer001bran02_01_0003.php (08.04.2019).
12. Nietzsche F. Aforism 423. Im grossen Schweigen. Mörgenrothe. Gedanken über die moralischen Vorurtheile. Fünftes Buch. Chemnitz, 1881. S. 283–284.
13. Nietzsche F. Menschliches, Allzumenschliches: Ein Buch für freie Geiste. URL: http://www.nietzschesource.org/#eKGWB/MA-I (09.04.2019).