Музыка Нидерландов в орбите британских интересов начала XX века

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Ekaterina D. Devyatko

Аннотация

В настоящей работе анализируется статья британского журналиста и музыкального критика Герберта
Энтклиффа (1875–1964) «Ренессанс голландской музыки», опубликованная в 1925 году. Интерес к современной
ему культурной жизни Нидерландов, граничащих с враждебной англичанам Германией, был выражением
культурной политики Британии. Развитие музыкальной культуры Нидерландов конца XIX – начала XX
столетий оказалось в центре внимания критика. Данный период совпал с движением «Нового английского
музыкального Возрождения». Энтклифф обозначает темы, важные и для него – критика, и для музыкальной
культуры Нидерландов: подъём национального самосознания, предпосылки возникновения нового Ренессанса
голландской музыки и выдвижение его лидеров, важнейшие события и явления в культуре интересующей его
страны (основание Вагнеровского общества, расцвет нидерландской национальной литературы, активизация
концертной жизни и др.). Энтклифф характеризует ряд ключевых, по его мнению, особенностей нидерландской
музыки, отразивших идейную основу Нового Возрождения в музыкальном искусстве Страны тюльпанов.
В исторической перспективе рассматриваемая статья Энтклиффа видится не частным событием его биографии,
а проявлением тенденции английской музыкальной историографии в её противопоставлении германской
музыкальной историографии. Работа Энтклиффа обратила на себя внимание в Нидерландах попыткой изучения
музыкальной жизни страны рубежа XIX–XX веков.

Ключевые слова: Герберт Энтклифф, национальное самосознание, нидерландская музыкальная культура,
Ренессанс голландской музыки, лидеры Ренессанса голландской музыки, Альфонс Дипенброк.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Devyatko, E. D. (2019). Музыка Нидерландов в орбите британских интересов начала XX века. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (1), 62–69. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2019.1.062-069
Раздел
Из истории зарубежной музыки
Биография автора

Ekaterina D. Devyatko, Петрозаводская государственная консерватория им. А. К. Глазунова

Девятко Екатерина Дмитриевна, аспирантка кафедры истории музыки

Библиографические ссылки

1. Degtyareva N. I. Opery Frantsa Shrekera i modern v muzykal'nom teatre Avstrii i Germanii [The Operas of Franz Schreker and the Modern Style in the Musical Theater of Austria and Germany]. St. Petersburg: Publishing House of Polytechnic University, 2010. 431 p.
2. Druskin M. S. Na perelome stoletiy [At the Turn of the Centuries]. Druskin M. S. O zapadnoevropeyskoy muzyke XX veka [About Western European Music of the 20th Century]. Moscow, 1873, pp. 7–30.
3. Kovnatskaya L. G. Bendzhamin Britten [Benjamin Britten]. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1974. 392 p.
4. Krivosheina M. A. Niderlandy v russkoy poezii kontsa XIX – nachala XX veka (Amsterdam) [The Netherlands in Russian Poetry of the Late 19th – Early 20th Centuries (Amsterdam)]. Russkaya filologiya. Vyp. 25: sb. nauch. rabot molodykh filologov [Russian Philology. Issue 25: Collection of Scholarly Works of Young Philologists]. Tartu, 2014, pp. 113–125.
5. Mikhaylova I. Ot «vos'midesyatnikov» do «Doma pri mecheti»: Niderlandskaya literatura kontsa XIX – nachala XXI veka [From “Tachtigers” to “The House Near the Mosque”: Dutch Literature of the Late 19th – Early 21st Centuries]. Zvezda [Star]. 2013. No. 6. URL: http://magazines.russ.ru/zvezda/2013/6/m30-pr.html (16.04.2018).
6. Ogloblin A. K. Gollandskiy yazyk i literatura v Indonezii [The Dutch Language and Literature in Indonesia]. Problemy literatur Dal'nego Vostoka: VII Mezhdunarodnaya nauchnaya konf. 29 iyunya – 3 iyulya 2016 g.: sb. materialov. T. 2 [Issues of Far Eastern Literatures: The 7th International Scholarly Conference June 29 – July 3, 2016: A Collection of Materials. Volume 2]. Ed. by A. A. Rodionov, A. G. Storozhuk, Tsyan' Chzhen'-Gan. St. Petersburg, 2016, pp. 341–349.
7. Savitskaya A. I. Istoriya izucheniya ranney niderlandskoy zhivopisi i kul'tura simvolizma [History of the Study of Early Dutch Painting and the Culture of Symbolism]. Simvolizm kak khudozhestvennoe napravlenie. Vzglyad iz XXI veka: sb. st. [Symbolism as an Artistic Direction. A Glance from the 21st Century: Collection of Articles]. Ed. by N. A. Khrenov, I. E. Svetlov. Moscow, 2013, pp. 393–397.
8. Sarab'yanov D. V. Stil' modern. Istoki. Istoriya. Problemy [The Modern Style. Origins. History. Issues]. Moscow: Iskusstvo, 1989. 294 p.
9. Khlebarov I. Problema novykh i razvitykh muzykal'nykh kul'tur XX veka v kontseptsii Druskina [The Issue of New and Developed Musical Cultures of the 20th Century According to Druskin’s Concept]. Pamyati Mikhaila Semenovicha Druskina. V 2 kn. Kn. 1: Stat'i i vospominaniya [In Memory of Mikhail Semenovich Druskin. In 2 Books. Book 1: Articles and Memories]. Ed. by L. Kovnatskaya, A. Kenigsberg, L. Mikheeva. St. Petersburg, 2009, pp. 277–286.
10. Antcliffe H. The Renascence of Dutch Music. Proceedings of the Musical Association, 51st Sess. (1924– 1925), pp. 1–14. URL: http://www.jstor.org/stable/765511?seq=1#page_scan_tab_contents (03.02.2018).
11. Braches E. Het boek als nieuwe kunst. Utrecht: Oosthoek, 1973. 556 p. URL.: http://www.dbnl.org/tekst/ brac001boek01_01/index.php (03.02.2018).
12. The Correspondence of Jean Sibelius and Rosa Newmarch, 1906–1939. Edited and translated by Philip Ross Bullock. Woodbridge: The Boydell Press, 2011. 256 p.
13. Gans L. Nieuwe Kunst. De Nederlandse bijdrage tot de Art Nouveau, Dekoratieve kunst, kunstnijverheid en architektuur omstreeks 1900. Utrecht: Oosthoek, 1966. 296 p.