П. И. Чайковский и Русское музыкальное общество. Социокультурный аспект взаимодействия
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
В статье рассматриваются многогранные отношения между Петром Ильичом Чайковским и Русским музыкальным обществом (РМО) в аспекте их взаимодействия и взаимовлияния. Эти отношения начались в период учёбы Чайковского в Музыкальных классах при РМО, затем в Санкт-Петербургской консерватории, являющейся структурным компонентом РМО. Именно в дирекцию РМО Чайковский писал в 1862 году прошение о зачислении его в консерваторию, именно концерты РМО формировали фундамент его композиторства. Став профессором теории музыки в Московской консерватории, Чайковский вступил в должностные отношения с РМО как вышестоящей организацией: заключал служебные договоры, представлялся к награде, получал материальное вспомоществование. В качестве музыкального критика Чайковский почти десять лет освещал концертную деятельность Общества в прессе. Теснейшим образом связан с РМО творческий путь Чайковского-композитора: он получал от Общества заказы на создание сочинений, местные отделения Общества (прежде всего Московское и Петербургское) предоставляли ему концертные площадки, многие премьеры произведений Чайковского прошли в симфонических и камерных собраниях РМО. Рост количества концертов РМО с музыкой Чайковского ко второй половине 1880-х годов, а затем утрата этого первенства указывают на тенденцию снижения престижа Общества и возрастание авторитета иных концертных организаций в начале 1890-х. Стремлением остановить регресс РМО во многом обусловлена деятельность Чайковского как директора Московского отделения РМО, его участие в концертах Общества по приглашению выдающихся зарубежных музыкантов, а также деятельность Чайковского- дирижёра в период директорства. Столь же исторически значимые предприятия Чайковского-директора связаны со стремлением к поддержанию высокого уровня Московской консерватории, в свете которых рассматриваются его инициативы по утверждению на пост директора консерватории Сергея Ивановича Танеева и приглашению Василия Ильича Сафонова. Таким образом, в статье прослеживается обоюдная значимость взаимодействия Чайковского и РМО в историко-культурном масштабе.
Ключевые слова: Пётр Чайковский, Русское музыкальное общество (РМО), первые консерватории в России, концертная жизнь России второй половины XIX века, прижизненные исполнения музыки Чайковского.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.

Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Dni i gody P. I. Chaykovskogo: letopis' zhizni i tvorchestva [P. I. Tchaikovsky’s Days and Years: A Chronicle of Life and Creativity]. Comp. by E. Zaydenshnur, V. Kiselev, A. Orlova, N. Shemanin. Moscow; Leningrad: Muzgiz, 1940. 743 p.
3. Kaleys A. S. Arkhiv Russkogo muzykal'nogo obshchestva [The Archive of the Russian Musical Society]. Teatr i muzyka: dokumenty i materialy [Theater and Music: Documents and Materials]. Moscow; Leningrad, 1963, pp. 24–56.
4. Komarov A. V. Ariya «O del mio dolce ardor» iz opery K. V. Glyuka «Paris i Elena»: sud'ba sochineniya v XIX veke, instrumentovka P. I. Chaykovskogo [Aria “O del mio dolce ardor” from K. V. Gluck’s opera “Paride ad Elena”: the Fate of the Work in the 19th Century, the Instrumentation of P. I. Tchaikovsky]. Nasledie: XVIII–XIX veka: sbornik statey, materialov i dokumentov [Heritage: 18th and 19th Century: A Collection of Articles, Materials and Documents]. Issue 2. Moscow, 2013, pp. 296–314.
5. Larosh G. A. Izbrannye stat'i. V 5 vyp. Vyp. 2: P. I. Chaykovskiy [Selected Articles. In 5 Issues. Issue 2: P. I. Tchaikovsky]. Leningrad: Muzyka, 1975. 368 p.
6. Letopis' zhizni i tvorchestva V. I. Safonova [Chronicle of Life and Creativity of V. I. Safonov]. Comp. by L. L. Tumarinson, B. M. Rosenfeld. Moscow: Belyy bereg, 2009. 768 p.
7. Moiseev G. A. Kamernye ansambli P. I. Chaykovskogo [The Chamber Ensembles of P. I. Tchaikovsky]. Moscow: Muzyka, 2009. 296 p.
8. Tematiko-bibliograficheskiy ukazatel' sochineniy P. I. Chaykovskogo [Thematic and Bibliographical Index of the Works by P. I. Tchaikovsky]. Ed. and comp. by P. Vaydman, L. Korabel'nikova, V. Rubtsova. Moscow: P. Yurgenson, 2006. 1194 p.
9. Chaykovskiy i zarubezhnye muzykanty. Izbrannye pis'ma inostrannykh korrespondentov [Tchaikovsky and Musicians from Other Countries. Selected Letters of Correspondents from Other Countries]. Comp. by N. A. Alekseev. Leningrad: Muzyka, 1970. 240 p.
10. Chaykovskiy i Taneev. Pis'ma [Tchaikovsky and Taneyev. Letters]. Ed. and comp. by V. A. Zhdanov. Moscow: Goskul'tprosvetizdat, 1951. [XI], 557 p.
11. Chaykovskiy P. I. Polnoe sobranie sochineniy. T. II–XVII: Literaturnye proizvedeniya i perepiska [Compilation of Complete Works. Vol. II–XVII: Literary Works and Correspondence]. Moscow: Muzgiz – Muzyka, 1953–1981.
12. Chaykovskiy P. I., Yurgenson P. I. Perepiska. V 2 t. T. 2: 1886–1893 [Correspondence. In 2 Vol. Vol. 2: 1886– 1893]. Ed. and comp. by P. Vaydman. Moscow: P. Yurgenson, 2013. 664 p.
13. Epizody zhizni P. I. Chaykovskogo v dokumentakh. Publikatsiya A. G. Aynbinder [Episodes from P. I. Tchaikovsky’s Life in Documents. Publication of A. G. Ainbinder]. Neizvestnyy Chaykovskiy [The Unknown Tchaikovsky]. Scientific ed. and comp. by P. E. Vaydman. Moscow: P. Yurgenson, 2009, pp. 301–344.
14. Polotskaya Elena E. Concerning the History of Education of Music Theorists and Composers in the First Russian Conservatories. // Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2017. No. 4, pp. 100–107. DOI: 10.17674/1997-0854.2017.4.100-107.
15. Sundkvist L. Ein bisher unbekannter Brief Čajkovskijs, Paris, 18 März 1888, an Louis Diémer. Tschaikowsky- Gesellschaft. 2013. Mitteilungen 20. S. 156–167.