П. И. Чайковский и Русское музыкальное общество. Социокультурный аспект взаимодействия

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Elena E. Polotskaya

Аннотация

В статье рассматриваются многогранные отношения между Петром Ильичом Чайковским и Русским музыкальным обществом (РМО) в аспекте их взаимодействия и взаимовлияния. Эти отношения начались в период учёбы Чайковского в Музыкальных классах при РМО, затем в Санкт-Петербургской консерватории, являющейся структурным компонентом РМО. Именно в дирекцию РМО Чайковский писал в 1862 году прошение о зачислении его в консерваторию, именно концерты РМО формировали фундамент его композиторства. Став профессором теории музыки в Московской консерватории, Чайковский вступил в должностные отношения с РМО как вышестоящей организацией: заключал служебные договоры, представлялся к награде, получал материальное вспомоществование. В качестве музыкального критика Чайковский почти десять лет освещал концертную деятельность Общества в прессе. Теснейшим образом связан с РМО творческий путь Чайковского-композитора: он получал от Общества заказы на создание сочинений, местные отделения Общества (прежде всего Московское и Петербургское) предоставляли ему концертные площадки, многие премьеры произведений Чайковского прошли в симфонических и камерных собраниях РМО. Рост количества концертов РМО с музыкой Чайковского ко второй половине 1880-х годов, а затем утрата этого первенства указывают на тенденцию снижения престижа Общества и возрастание авторитета иных концертных организаций в начале 1890-х. Стремлением остановить регресс РМО во многом обусловлена деятельность Чайковского как директора Московского отделения РМО, его участие в концертах Общества по приглашению выдающихся зарубежных музыкантов, а также деятельность Чайковского- дирижёра в период директорства. Столь же исторически значимые предприятия Чайковского-директора связаны со стремлением к поддержанию высокого уровня Московской консерватории, в свете которых рассматриваются его инициативы по утверждению на пост директора консерватории Сергея Ивановича Танеева и приглашению Василия Ильича Сафонова. Таким образом, в статье прослеживается обоюдная значимость взаимодействия Чайковского и РМО в историко-культурном масштабе.

Ключевые слова: Пётр Чайковский, Русское музыкальное общество (РМО), первые консерватории в России, концертная жизнь России второй половины XIX века, прижизненные исполнения музыки Чайковского.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Polotskaya, E. E. (2018). П. И. Чайковский и Русское музыкальное общество. Социокультурный аспект взаимодействия. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (4), 80–90. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2018.4.080-090
Раздел
К 160-летию Русского музыкального общества
Биография автора

Elena E. Polotskaya, Уральская государственная консерватория им. М. П. Мусоргского

Полоцкая Елена Евгеньевна, доктор искусствоведения, проректор по научной работе, профессор
кафедры теории музыки

Библиографические ссылки

1. Vaydman P. E., Aynbinder A. G. «…Esli b sud'ba ne tolknula menya v Moskvu…» [“…If Fate had not Incited Me to Go to Moscow…”]. Soyuz tvortsov i prosvetiteley: sb. st. [A Union of Creators and Enlighteners: Collection of Articles]. Ed. and comp. by E. D. Krivitskaya, V. V. Khabarov. Moscow: Kompozitor, 2012, pp. 163–181.
2. Dni i gody P. I. Chaykovskogo: letopis' zhizni i tvorchestva [P. I. Tchaikovsky’s Days and Years: A Chronicle of Life and Creativity]. Comp. by E. Zaydenshnur, V. Kiselev, A. Orlova, N. Shemanin. Moscow; Leningrad: Muzgiz, 1940. 743 p.
3. Kaleys A. S. Arkhiv Russkogo muzykal'nogo obshchestva [The Archive of the Russian Musical Society]. Teatr i muzyka: dokumenty i materialy [Theater and Music: Documents and Materials]. Moscow; Leningrad, 1963, pp. 24–56.
4. Komarov A. V. Ariya «O del mio dolce ardor» iz opery K. V. Glyuka «Paris i Elena»: sud'ba sochineniya v XIX veke, instrumentovka P. I. Chaykovskogo [Aria “O del mio dolce ardor” from K. V. Gluck’s opera “Paride ad Elena”: the Fate of the Work in the 19th Century, the Instrumentation of P. I. Tchaikovsky]. Nasledie: XVIII–XIX veka: sbornik statey, materialov i dokumentov [Heritage: 18th and 19th Century: A Collection of Articles, Materials and Documents]. Issue 2. Moscow, 2013, pp. 296–314.
5. Larosh G. A. Izbrannye stat'i. V 5 vyp. Vyp. 2: P. I. Chaykovskiy [Selected Articles. In 5 Issues. Issue 2: P. I. Tchaikovsky]. Leningrad: Muzyka, 1975. 368 p.
6. Letopis' zhizni i tvorchestva V. I. Safonova [Chronicle of Life and Creativity of V. I. Safonov]. Comp. by L. L. Tumarinson, B. M. Rosenfeld. Moscow: Belyy bereg, 2009. 768 p.
7. Moiseev G. A. Kamernye ansambli P. I. Chaykovskogo [The Chamber Ensembles of P. I. Tchaikovsky]. Moscow: Muzyka, 2009. 296 p.
8. Tematiko-bibliograficheskiy ukazatel' sochineniy P. I. Chaykovskogo [Thematic and Bibliographical Index of the Works by P. I. Tchaikovsky]. Ed. and comp. by P. Vaydman, L. Korabel'nikova, V. Rubtsova. Moscow: P. Yurgenson, 2006. 1194 p.
9. Chaykovskiy i zarubezhnye muzykanty. Izbrannye pis'ma inostrannykh korrespondentov [Tchaikovsky and Musicians from Other Countries. Selected Letters of Correspondents from Other Countries]. Comp. by N. A. Alekseev. Leningrad: Muzyka, 1970. 240 p.
10. Chaykovskiy i Taneev. Pis'ma [Tchaikovsky and Taneyev. Letters]. Ed. and comp. by V. A. Zhdanov. Moscow: Goskul'tprosvetizdat, 1951. [XI], 557 p.
11. Chaykovskiy P. I. Polnoe sobranie sochineniy. T. II–XVII: Literaturnye proizvedeniya i perepiska [Compilation of Complete Works. Vol. II–XVII: Literary Works and Correspondence]. Moscow: Muzgiz – Muzyka, 1953–1981.
12. Chaykovskiy P. I., Yurgenson P. I. Perepiska. V 2 t. T. 2: 1886–1893 [Correspondence. In 2 Vol. Vol. 2: 1886– 1893]. Ed. and comp. by P. Vaydman. Moscow: P. Yurgenson, 2013. 664 p.
13. Epizody zhizni P. I. Chaykovskogo v dokumentakh. Publikatsiya A. G. Aynbinder [Episodes from P. I. Tchaikovsky’s Life in Documents. Publication of A. G. Ainbinder]. Neizvestnyy Chaykovskiy [The Unknown Tchaikovsky]. Scientific ed. and comp. by P. E. Vaydman. Moscow: P. Yurgenson, 2009, pp. 301–344.
14. Polotskaya Elena E. Concerning the History of Education of Music Theorists and Composers in the First Russian Conservatories. // Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2017. No. 4, pp. 100–107. DOI: 10.17674/1997-0854.2017.4.100-107.
15. Sundkvist L. Ein bisher unbekannter Brief Čajkovskijs, Paris, 18 März 1888, an Louis Diémer. Tschaikowsky- Gesellschaft. 2013. Mitteilungen 20. S. 156–167.

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)