Татарская грамзапись начала XX века: Ибрагим Адамантов
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
В начале XX века одной из граней культурной жизни российского общества становится деятельность
граммофонных компаний. Граммофонная пластинка, выступающая новым средством массовой информации,
отражает городскую музыкальную культуру татар. На сегодня ранние записи первых татарских исполнителей
остаются малоизученными. Ряд выявленных источников даёт возможность автору впервые ввести в научный
оборот граммофонные записи Ибрагима Адамантова – популярного исполнителя татарских песен начала прошлого
века. Адамантов – это сценический псевдоним татарского журналиста, театрального деятеля и переводчика
Ибрагима Кули (1885–1936). Клеймо «врага народа» (реабилитированного в 1957 году) на долгие годы стёрло следы
творческой деятельности яркого представителя передовой татарской интеллигенции. Рассмотрение граммофонных
записей Адамантова является частью возрождения доброго имени и творчества певца, чей голос записывали
компания «Граммофон», фирмы «Фаворит-рекорд» и «Лирофон». Репертуар артиста включает образцы татарской
протяжной лирики и культовой музыки мусульман, городские песни и куплеты. Введение в исследовательское поле
граммофонных записей Адамантова открывает новые страницы истории грамзаписи татарской музыки.
Ключевые слова: татарская музыка в грамзаписи, граммофонная пластинка, «Граммофон», «Зонофон»,
«Лирофон», татарская песня, исполнители народных песен.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Ibragimov G. Izbrannoe. V 8 t. T. 5: Stat'i o literature i iskusstve, trudy (1910–1933) [Selected Writings. In 8 volumes. Volume 5: Articles on Literature and Art, Works (1910–1933)]. Kazan: The Tatar Book Publishing House, 1978. 616 p. In the Tatar language.
3. Ibragimova F. Tatarskie pisateli. Prosvetiteli (nachalo XX veka): biobibliograficheskiy slovar' [Tatar Writers. The Enlighteners (The Early 20th Century): A Bio-Bibliographical Dictionary]. Kazan: Alma-Lit, 2005. 276 p. In the Tatar language.
4. Kniga Pamyati zhertv politicheskikh repressiy. T. 7: Kl–Kya [The Book of Memory of the Victims of Political Repression. Volume 7: Kl–Kya]. Kazan: Kniga Pamyati, 2003. 472 p.
5. Tatarskiy teatr (1906–1926) [The Tatar Theater (1906–1926)]. 2nd edition, supplemented. Kazan: Prosveshchenie, 2003. 308 p. In the Tatar language.
6. The Gramophone Company Limited ZONOPHONE RECORDS. THE ORIENT CATALOGUE. Compiled and edited by Alan Kelly. March, 2000. CD-ROM.