Граммофонные записи татарских исполнителей начала XX века в «Восточном каталоге» Алана Келли
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
В начале XX века на территории России получила широкое распространение граммофонная
запись. Одна из крупнейших компаний – английское акционерное общество «Граммофон»
– создавала грамзаписи как русских исполнителей, так и представителей других народов,
в том числе татарских певцов, музыкантов, артистов. Информация о первых грампластинках
с участием татарских певцов частично приводится в работе исследователя Валентина Янина.
Актуальность дальнейшего изучения граммофонных записей татарских исполнителей, поиск
исторических источников привели автора данной статьи к установлению контакта с ведущим
экспертом по истории компании «Граммофон», английским дискографом Аланом Келли. В его
«Полном каталоге русских граммофонных записей, сделанных компанией “Граммофон”с 1899
до 1928 года в России и за рубежом» содержится ценная информация о самых первых образцах
звукозаписи татарских певцов. В сфере научных интересов оказался также «Восточный
каталог» Алана Келли, имеющийся в рукописном варианте и переданный автору статьи для
изучения. В нём представлены грамзаписи татарских исполнителей с 1904 по 1913 год. Каталог
впервые введён в научный оборот. Автор статьи рассматривает структуру каталога, выстраивает
хронологию сессий татарских записей, указывает города, где проводились записи, выявляет
забытые имена исполнителей, анализирует их репертуар. Благодаря «Восточному каталогу»
Алана Келли получена уникальная возможность освещения истории граммофонных записей
татарских певцов и музыкантов начала XX века.
Ключевые слова: граммофонная запись в России, акционерное общество «Граммофон»,
«Восточный каталог» Алана Келли, татарские исполнители.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Gaziev I. M. Iz istorii muzykal'noy kul'tury tatar nachala XX veka: Mariam Iskanderova [From the History of the Musical Culture of the Tatars of the Early 20th Century: Mariam Iskanderova]. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki [Historical, Philosophical, Political and Legal Sciences, Cultural Studies and Art History. Theory and Practice]. 2016. No. 6-1 (68), pp. 57–61.
3. Gaziev I. M. Kompaniya «Grammofon» v Rossii: pervye zapisi tatarskikh pevtsov i muzykantov [The “Gramophone” Company in Russia: The First Recordings of Tatar Singers and Musicians]. Filologiya i kul'tura [Philology and Culture]. 2014. No. 4 (38), pp. 249–254.
4. Gryunberg P. N. Istoriya nachala gramzapisi v Rossii [The History of the Beginnings of Recording in Russia]; Yanin V. L. Katalog vokal'nykh zapisey Rossiyskogo otdeleniya kompanii «Grammofon» [Catalog of Vocal Recordings of the Russian branch of Gramophone Company]. M.: Yazyki slavyanskoy kul'tury, 2002. 736 p.
5. Sokolova A. N. Predstaviteli kompanii «Grammofon» na Kavkaze: iz istorii fonodokumentirovaniya v nachale XX v. [Representatives of the “Gramophone” Company in the Caucasus: from the History of Phonodocumentation at the Beginning of the 20th Century]. Otechestvennye arkhivy [Domestic Archives]. 2012. No. 2, pp. 39–47.
6. Syuncheley S. Proizvedeniya i pis'ma [Works and Letters]. Kazan: Tatar Book Publishing House, 2005. 367 p. (In Tatar)
7. Gaziev I. M. Early 20th Century Tatar Gramophone Recording: Ibragim Adamantov. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2018. No. 3, pp. 94–98. DOI: 10.17674/1997-0854.2018.3.094-098.
8. Gronow P., Englund B. Inventing Recorded Music: The Recorded Repertoire in Scandinavia 1899–1925. Popular Music. 2007. Vol. 26, No. 2, pp. 281–304. DOI: 10.1017/S0261143007001298.
9. Lubinski C., Steen A. Traveling Entrepreneurs, Traveling Sounds: The Early Gramophone Business in India and China. Itinerario-International Journal on the History of European Expansion and Global Interaction. 2017. Vol. 41, No. 2, pp. 275–303. Special Issue: SI. DOI: 10.1017/S0165115317000377.