Христианский метатекст проповедей Евангелия в истории певческой литургической практики

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Galina V. Alekseeva
Galina N. Dombrauskene

Аннотация

Проповедничество во всех христианских конфессиях является важным фактором сохранения и распространения библейских ценностей, концептов и символов. Встроенные в систему литургического пространства (иеротопию храма), они образуют христианский метатекст. Важным каналом трансляции религиозного опыта как в православии, так и в католицизме и протестантизме являются древние тексты Евангелий, оформленные в песнопения до разделения церквей. Несмотря на конфессиональные различия, строение их музыкально-текстового корпуса составляет единое аксиологическое пространство христианской церкви во всех её ипостасях. Гомилетика древних библейских текстов неизменна. В статье на материале Великого славословия «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение» продемонстрирована реализация текста в исторически и конфессионально разных традициях. Сравнительный анализ мелодических линий инципитов православного, католического и протестантского песнопения «Слава в вышних Богу!» наглядно демонстрирует аналогии в конструировании мелодии на данный текст. Мелодия во всех традициях включает восходящее и обратное нисходящее движение, что непосредственно связано с текстом, провозглашающим гармоничное единение двух миров – Божественного (небесного) и человеческого (земного).

Ключевые слова: текст проповеди Евангелия, христианский метатекст в разных традициях, Великое славословие, аналогии мелодических конструкций.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Alekseeva, G. V., & Dombrauskene, G. N. (2018). Христианский метатекст проповедей Евангелия в истории певческой литургической практики. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (3), 26–35. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2018.3.026-035
Раздел
Духовная музыка
Биографии авторов

Galina V. Alekseeva, Дальневосточный федеральный университет

Алексеева Галина Васильевна, доктор искусствоведения, профессор кафедры искусства,
Школа искусств и гуманитарных наук

Galina N. Dombrauskene, Морской государственный университет им. адм. Г. И. Невельского

Домбраускене Галина Николаевна, доктор искусствоведения, профессор кафедры истории
искусства и культуры

Библиографические ссылки

1. Alekseeva G. V. Vizantiysko-russkaya pevcheskaya paleografiya [Byzantine-Russian Singing Paleography]. St. Petersburg: Dmitriy Bulanin, 2007. 368 p.
2. Alekseeva G. V. Mekhanizmy translyatsii tsennostey vizantiyskogo iskusstva v dukhovnom opyte Rossii i Korei: monographiya [The Mechanisms of Transmission of the Values of Byzantine Art in the Spiritual Experience of Russia and Korea: Monograph]. 2nd ed. Vladivostok: Far Eastern Federal University, 2017. 180 p.
3. Brokgauz F. A., Efron I. A. Gomiletika [Homiletics]. Malyy entsiklopedicheskiy slovar' [Small Encyclopedic Dictionary]. 2nd edition, revised and supplemented. Vol. 2. St. Petersburg: Brokgauz i Efron, 1907–1909. URL: https://www.rsl.ru/ (24.08.2018).
4. Dombrauskene G. N. Metatekst protestantskogo khorala: semioticheskiy kontinuum v muzykal'noy cul'ture Zapada i Vostoka [The Metatext of the Protestant Chant: a Semiotic Continuum in the Musical Culture of the West and the East]. 2nd ed., supplemented. Vladivostok: Maritime State University, 2014. 328 p.
5. Rozenshtok-Khyussi O. Velikie revolutsii. Avtobiografiya zapadnogo cheloveka [The Great Revolutions: The Autobiography of Western Man]. St. Petersburg: Hermitage publishers, 1999. 652 p.
6. Sobranie rukopisey Troitse-Sergievoy Lavry [Compilation of Manuscripts of the Trinity and St. Sergius Lavra]. URL: http://old.stsl.ru/manuscripts/index.php (20.11.2017).
7. Shaymukhametova L. N. Semanticheskiy protsess v muzykal'noy teme: avtoref. dis. … d-ra iskusstvovedeniya [The Semantic Process in a Musical Theme: Thesis of Dissertation for the Degree of Doctor of Arts]. Moscow, 2000. 41 p.
8. Eskina N. Printsip «kommentirovaniya» i khoral'naya obrabotka barokko [The Principle of “Commenting” and the Baroque Chorale Arrangement]. Problemy teorii zapadnoevropeyskoy muzyki (XII–XVII vv.): sbornik trudov GMPI im. Gnesinykh [Issues of the Theory of Western European Music (From the 12th to the 17th Century.): A Compilation of Works of the Gnessins’ State Musical Pedagogical Institute]. Issue 65. Moscow, 1983, pp. 113–132.
9. Amargianakis G. An Analysis of Stichera in the Deuteros Modes. Cahiers de l’Institut du Moyen Age Grec et Latin 22. Copenhague, 1977. 263 p.
10. Kirchengesangbuch: Ausgabe für die evangelisch-lutherischen Kirchen Nidersachsens. Mit Lektionar: Hannover, 1958. 814 S.
11. Stathes Gregorios. Les manuscrits de musique byzantine. Mont Athos. Volume 4. Athenes, 2015. 992 l.
12. Tilliard H. J. W. Byzantine Music and Hymnography. London, 1923, 126 p.
13. Stathis Gr. Th. I palaia Vizantini simeiographia kai to provlima metagraphis tis eis to pentagrammon. Byzantina. 1975. Vol. 7, pp. 193–221.

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)