Готические мотивы в опере Томаса Уилсона «Исповедь оправданного грешника»
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Статья посвящена исследованию оперы «Исповедь оправданного грешника» шотландского композитора Томаса Уилсона (1927–2001). Выявляются связи между оперой и литературным первоисточником – готическим романом шотландского поэта Джеймса Хогга. Автор касается эстетических взглядов композитора, подчёркивая особое влияние на их становление композиторов-экспрессионистов, в частности, Альбана Берга. Как важная ступень на пути формирования оперной эстетики Томаса Уилсона выделена предшествующая «Исповеди...» опера «Угольщик» и дан её краткий обзор. В исследовании задействованы материалы личного архива композитора.
Автор обращается к истокам жанра готики, а также к особенностям готического романа. На основе работ английских литературоведов обобщаются основные черты жанра с акцентом на тех, которые нашли наиболее яркое отражение в драматургическом и композиционном планах оперы. Проведение параллелей между характерными готическими чертами романа Дж. Хогга и их музыкальным воплощением позволяет сделать вывод об особом воздействии первоисточника на оперу, предопределяющем её музыкальный облик: от мрачной атмосферы до интонационных характеристик героев. Публикация подготовлена в рамках поддерживаемого РФФИ научного проекта №17-04-00198-ОГН.
Ключевые слова: Томас Уилсон, Джеймс Хогг, шотландская опера, готический роман.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Bowen J. Gothic Motifs. URL: https://www.bl.uk/romantics-and-victorians/articles/gothic-motifs (10.11.2017).
3. Currie J. The Confessions of a Justified Sinner: A Neglected Masterpiece Revisited. The Music of Thomas Wilson. Glasgow: Musica Scotica, 2004, pp. 17–32.
4. Currie J. The Confessions of a Justified Sinner. Unpublished libretto. Glasgow: Personal archive of Margaret Wilson.
5. Hair G. Introduction. The Music of Thomas Wilson. Glasgow: Musica Scotica, 2004, pp. 1–5.
6. Larner G. Not Quite the Whole Hogg. Arts Guardian. June 15, 1978.
7. Wilson M., Griffith D. Thomas Wilson, Introit: Towards the Light, Glasgow: Queensgate Music, 2011. 340 p.