Готические мотивы в опере Томаса Уилсона «Исповедь оправданного грешника»

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Alexandra V. Shornikova

Аннотация

Статья посвящена исследованию оперы «Исповедь оправданного грешника» шотландского композитора Томаса Уилсона (1927–2001). Выявляются связи между оперой и литературным первоисточником – готическим романом шотландского поэта Джеймса Хогга. Автор касается эстетических взглядов композитора, подчёркивая особое влияние на их становление композиторов-экспрессионистов, в частности, Альбана Берга. Как важная ступень на пути формирования оперной эстетики Томаса Уилсона выделена предшествующая «Исповеди...» опера «Угольщик» и дан её краткий обзор. В исследовании задействованы материалы личного архива композитора.
Автор обращается к истокам жанра готики, а также к особенностям готического романа. На основе работ английских литературоведов обобщаются основные черты жанра с акцентом на тех, которые нашли наиболее яркое отражение в драматургическом и композиционном планах оперы. Проведение параллелей между характерными готическими чертами романа Дж. Хогга и их музыкальным воплощением позволяет сделать вывод об особом воздействии первоисточника на оперу, предопределяющем её музыкальный облик: от мрачной атмосферы до интонационных характеристик героев. Публикация подготовлена в рамках поддерживаемого РФФИ научного проекта №17-04-00198-ОГН.

Ключевые слова: Томас Уилсон, Джеймс Хогг, шотландская опера, готический роман.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Shornikova, A. V. (2018). Готические мотивы в опере Томаса Уилсона «Исповедь оправданного грешника». Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (2), 60–65. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2018.2.060-065
Раздел
Международный отдел
Биография автора

Alexandra V. Shornikova, Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова

Шорникова Александра Владимировна, cтудентка кафедры истории музыки

Библиографические ссылки

1. Botting, F. Gothic. London: Routledge, 2014. 201 p.
2. Bowen J. Gothic Motifs. URL: https://www.bl.uk/romantics-and-victorians/articles/gothic-motifs (10.11.2017).
3. Currie J. The Confessions of a Justified Sinner: A Neglected Masterpiece Revisited. The Music of Thomas Wilson. Glasgow: Musica Scotica, 2004, pp. 17–32.
4. Currie J. The Confessions of a Justified Sinner. Unpublished libretto. Glasgow: Personal archive of Margaret Wilson.
5. Hair G. Introduction. The Music of Thomas Wilson. Glasgow: Musica Scotica, 2004, pp. 1–5.
6. Larner G. Not Quite the Whole Hogg. Arts Guardian. June 15, 1978.
7. Wilson M., Griffith D. Thomas Wilson, Introit: Towards the Light, Glasgow: Queensgate Music, 2011. 340 p.