Документалистика в оперном театре рубежа XX–XXI веков: к проблеме становления

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Alexandra V. Shornikova

Аннотация

Статья посвящена осмыслению проблемы влияния документалистики на музыкальный
театр второй половины ХХ века. В рамках художественных экспериментов 1960–1970-х годов
особое место в искусстве заняли поиски разнообразных способов работы с реальностью.
Стремительные перемены в обществе, связанные с массовыми протестами против войны,
капитализма, полового и расового неравенства, активировали интерес художников Западной
Европы и Америки к проблемам социального, политического и экономического характера.
Для понимания природы музыкальной документалистики в статье исследуется опыт
документального кино и документального драматического театра, обсуждаются вопросы
терминологии и сути понятия «документ» применительно к искусству. Прослеживается
эволюция направленности исследований феномена от установки на максимальную
аутентичность к более свободным, художественным способам работы с документальным
материалом. Рассматривается проблема критериев, позволяющих отнести то или иное
музыкально-театральное произведение к области музыкального документального театра. На
примерах оперных сочинений Джона Адамса, Эрика Сальзмана и Стива Райха затрагивается
вопрос о драматургических и композиционных особенностях музыкально-театральной
документалистики.

Ключевые слова: музыкальный театр, документальный театр, Стив Райх, Джон Адамс,
Эрик Сальзман, искусство и социум.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Shornikova, A. V. (2019). Документалистика в оперном театре рубежа XX–XXI веков: к проблеме становления. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (3), 130–138. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2019.3.130-138
Раздел
Музыкальный жанр и стиль
Биография автора

Alexandra V. Shornikova, Ростовская государственная консерватория имени С. В. Рахманинова

Шорникова Александра Владимировна, cтудентка кафедры истории музыки

Библиографические ссылки

1. Bakumenko M. N. Dokumental'nyy videomuzykal'nyy teatr Stiva Raykha v kontekste kommunikativnykh poiskov minimalizma: dis. … kand. iskusstvovedeniya [The Documentary Video Music Theater of Steve Reich in the Context of the Communicative Search for Minimalism: Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Novosibirsk, 2012. 247 p.
2. Denikin A. A. Amerikanskoe i evropeyskoe videoiskusstvo 1960–2005: dis. … kand. kul'turologi [American and European Video Art from 1960 to 2005: Dissertation for the Degree of Candidate of Culturology]. Moscow, 2008. 216 p.
3. Manulkina O. B. Ot Ayvza do Adamsa: amerikanskaya muzyka XX veka [From Ives to Adams: 20th Century American Music]. St. Petersburg: Ivan Limbakh Publishing House, 2010. 784 p.
4. Teylor B. Aktual'noe iskusstvo. 1970–2005 [Taylor B. Actual Art. 1970–2005]. Translation from the English by E. D. Melenevskaya. Moscow: Slovo, 2006. 256 p.
5. Grierson J. Flaherty’s Poetic Moana. The New York Sun. February 8, 1926. Reprinted in The Documentary Tradition, ed. Lewis Jacobs. New York: W.W. Norton & Company, Inc., 1979, рр. 25–26.