Обряды и песни жизненного цикла в Енисейском районе Красноярского края (по результатам фольклорных экспедиций Красноярского института искусств)
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Енисейский район Красноярского края, где основу крестьянского населения составляли поморы, является одним из самых ранних по заселению в Сибири. Обряды жизненного цикла традиционной культуры Поморья (рождение, вступление в брак и смерть) играли большую роль и оформлялись ритуалами переходного типа. В статье рассматривается их место в рамках «корневой» культуры, а также в свете разрушения фольклорной традиции XX – начала XXI века.
Обряды жизненного цикла Енисейского района находятся на периферии исследовательского внимания. Исключение составляет музыкальный материал традиционных собраний молодёжи, зафиксированный
в наиболее полном виде. В фольклоре Енисейского района закреплены элементы ритуалов переходного типа как на уровне обрядовых действий, так и на уровне функционирования жанров музыкального фольклора. Так, характер заговоров и бытование колыбельных песен, имеющих охранительную функцию, свидетельствуют о приближённости ребёнка к «тому свету» и подверженности его влиянию. Наличие брачных элементов
в традиционных собраниях молодёжи довоенного времени указывает на их инициационную направленность. Особенности свадебного обряда позволяют отнести его к типу «свадьба-похороны», характерному и для «корневой» культуры Поморья. Авторы показывают, что традиционная свадьба Енисейского района исчезла в послевоенное время. Похоронный обряд исследуемого региона сохранил своё значение как оформление благополучного перехода человека с «этого» света на «тот», при этом закрепился и музыкальный компонент ритуала, представленный жанром причитаний.
Ключевые слова: фольклор Сибири, фольклорно-этнографические экспедиции, вечёрки, обряд перехода, колыбельные, свадебный обряд, причитания.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Efimenkova B. B. Severnorusskaya prichet’ [Incantation of the Russian North]. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1980. 392 p.
3. Efimenkova B. B. Severnye bayki [Northern Tales]. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1977. 80 p. (Iz kollektsii folklorista [From the Collection of the Folklorist]).
4. Kosyreva S. V. Prichitaniya vepsov: problemy izucheniya muzykal’nogo yazyka [The Incantations of the Veps People: Issues of Studying a Musical Language]. Problemy muzykal’noj nauki/Music Scholarship. 2016. No. 2, pp. 35–44. DOI: 10.17674/1997-0854.2016.2.035-044.
5. Krakhaleva O. V. Struktura i dramaturgiya eniseyskoy vecherki [The Structure and Drama of the Yenisei Evening Musical Performances]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Chelyabinsk State University]. 2008. No. 30, pp. 68–75.
6. Mekhnetsov A. M. Narodno-pesennaya kul’tura russkogo starozhil’cheskogo naseleniya Zapadnoy Sibiri [The Folk-Song Culture of the Russian Old-Timer Population of Western Siberia]. St. Petersburg: Dmitriy Bulanin, 2012. 208 p.
7. Muzykal’naya kul’tura Sibiri. T. 1, kn. 2: Traditsionnaya kul’tura sibirskikh pereselentsev [The Musical Culture of Siberia. Vol. 1, Book 2: Traditional Culture of Siberian Migrants]. Novosibirsk: Novosibirsk State M. I. Glinka Conservatory, 1997. 157 p.
8. Russkie liricheskie pesni Sibiri i Dal’nego Vostoka [Russian Lyrical Songs of Siberia and the Far East]. Novosibirsk: Nauka, 1997. 524 p. (Pamyatniki fol’klora narodov Sibiri i Dal’nego Vostoka; T. 14 [Monuments of Folklore of the Peoples of Siberia and the Far East; Vol. 14]).
9. Russkiy semeyno-obryadovyy fol’klor Sibiri i Dal’nego Vostoka [The Russian Family and Ritual Folklore of Siberia and the Far East]. Novosibirsk: Nauka, 2002. 551 p. (Pamyatniki fol’klora narodov Sibiri i Dal’nego Vostoka; T. 22 [Monuments of folklore of the Peoples of Siberia and the Far East; Vol. 22]).
10. Chaykina V. V. Sibirskaya svad’ba kak sintez osobennostey dvukh tipov russkogo svadebnogo obryada: na primere svadebnyikh ritualov d. Bystraya Minusinskogo rayona Krasnoyarskogo kraya i Priangarya [The Siberian Wedding as a Synthesis of the Peculiarities of Two Types of Russian Wedding Rite: on the Example of Wedding Rituals in the Village of Bystraya in the Minusinsk District of the Krasnoyarsk Territory and the Angara Region]. Khudozhestvennaya kul’tura Rossii v regional’nom aspekte: vchera, segodnya, zavtra [The Artistic Culture of Russia in the Regional Aspect: Yesterday, Today, Tomorrow]. Krasnoyarsk, 2014, pp. 33–42.
11. Chikhacheva M. M., Ekard L. D., Shkredova I. N. Detskiy igrovoy fol’klor Turukhanskogo rayona Krasnoyarskogo kraya (po materialam fol’klorno-etnograficheskoy ekspeditsii 2016 g.) [The Children’s Play Folklore of the Turukhansk District of the Krasnoyarsk Territory (Based on Folklore and Ethnographic Expedition of 2016)]. Mezhdunarodnyy nauchno-issledovatel’skiy zhurnal [International Research Journal]. 2016. No. 12–2, pp. 183–186.
12. Koskinen I. At Least Two Concepts of Culture. Folklore. Vol. 125, November 2014, pp. 267–285. DOI: 10.1080/0015587X.2014.947858.