Концерты для оркестра Р. К. Щедрина: к проблеме трактовки жанра
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
В статье рассматриваются особенности новаторского прочтения жанра концерта для оркестра
в творчестве Родиона Щедрина. Композитор создаёт свой вариант оркестрового концерта, преломлённый
в русле таких стилевых направлений, как неофольклоризм и постмодернизм. Доминирующими признаками
концертов Щедрина являются претворение русской тематики и программность, которые во многом
определяют драматургический профиль сочинений и принципы их композиционной организации. Жанровыми
источниками концертов композитора становятся барочный concerto grosso, романтическая симфоническая
поэма, симфонические картины русских композиторов. Образно-музыкальное развитие в концертах Щедрина
реализовано на основе одноэлементной и многоэлементной драматургии. В монодраматургических концертах
(«Звоны» и «Хороводы») свободно трактованный принцип монотематизма во взаимодействии с вариантно-
вариационным развитием приводит к возникновению производных контрастов, в частности, к жанровым
трансформациям тематизма. Концерты с многоэлементной драматургией («Озорные частушки», «Старинная
музыка российский провинциальных цирков», «Четыре русские песни») характеризуются опорой на quasi-
сюитный способ организации композиции, контрастами-сопоставлениями неконфликтного типа.
Ключевые слова: Родион Щедрин, концерт для оркестра, инструментальный концерт, неофольклоризм,
concerto grosso, монодраматургия, монотематизм.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Korobova A. G. Sud’ba fenomena i ponyatiya “zhanr” v muzykal’noy kul’ture noveyshego vremeni [The Destiny of the Phenomenon and the Concept of “Genre” in the Musical Culture of the Contemporary Times]. Problemy muzykal’noj nauki [Music Scholarship]. 2013. No. 1, pp. 233–237.
3. Rodion Shchedrin: materialy k tvorcheskoy biografii: sbornik retsenziy, issledovaniy i materialov [Rodion Shchedrin. Materials for a Creative Biography: Collection of Reviews, Studies and Materials]. Edited by E. S. Vlasova. Moscow: Moscow State P. I. Tchaikovsky Conservatory, 2007. 488 p.
4. Sinel’nikova O. V. Montazh kak printsip muzykal’nogo myshleniya R. Shchedrina: avtoref. dis. … kand. iskusstvovedeniya [Mounting as a Principle of Rodion Shchedrin’s Musical Thinking: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Moscow, 2004. 33 p.
5. Sinel’nikova O. V. Rodion Shchedrin: konstanty i metamorfozy stilya [Rodion Shchedrin: Constants and Metamorphosis of Style]. Kemerovo: Kemerovo State University of Culture and Arts, 2013. 314 p.
6. Tarakanov M. E. Tvorchestvo Rodiona Shchedrina [The Works of Rodion Shchedrin]. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1980. 328 p.
7. Kholopova V. N. Put’ po tsentru. Kompozitor Rodion Shchedrin [The Path Along the Centre. Composer Rodion Shchedrin]. Moscow: Kompozitor, 2000. 310 p.
8. Shabunova I. M. Orkestrovaya stilistika epokhi barokko v muzyke XX veka (na primere zhanra concerto grosso) [The Orchestral Style of Baroque in the Music of the 20th Century: On the Example of the Concerto grosso]. Problemy muzykal’noj nauki [Music Scholarship]. 2012. No. 1, pp. 226–230.
9. Auner J. H. Schoenberg’s Handel Concerto and the Ruins of Tradition. Journal of the American Musicological Society. 1996. Vol. 49. Issue 2, pp. 264–313.
10. Mauskapf M. Collective Virtuosity in Bartok’s Concerto for Orchestra. The Journal of Musicological Research. 2011. Vol. 30. No. 4, pp. 267–296.
11. Menke J. Sound, Process and “Skeleton” – On the First Movement of Handel’s Concerto Grosso op. 6 No. 1 in G major. Musik Und Asthetik. 2007. Vol. 11, pp. 54–68.
12. Stuhr-Rommereim J. An Interview with Rodion Shchedrin. Choral Journal. 1992. Vol. 32. No. 9, pp. 7–14.
13. Thomas H. First Performances: Liverpool, The Philharmonic Hall: Rodion Shchedrin’s Oboe Concerto. Tempo. 2011. Vol. 65, pp. 57–58.