Русская балетная музыка последней четверти XIX – начала XX века: от Чайковского к Стравинскому

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Anna V. Galyatina

Аннотация

В статье прослеживаются изменения ритмической организации музыки балета последней четверти XIX века. Определяются свойства танцевальной музыки до П. Чайковского и устанавливается основополагающее значение в ней метра. В балетной, дансантной музыке складывается функциональная метроритмическая система, где метр играет организующую роль. Возникают два типа взаимосвязи метра и ритма: с подчинением метру ритмического рисунка – основная (метрическая) функция, и с изменением метра посредством ритмических структур – переменная (неустойчивая) функция метра. Действие переменных метрических функций прослеживается в балетах П. Чайковского и А. Глазунова в одной из регламентированных форм
– классической танцевальной сюите. В экспозиционных, срединных и заключительных построениях изменению подвергаются нижние слои музыкальной фактуры, тогда как в связующих построениях, предназначенных
в хореографии для перехода танцовщика из одной точки сцены в другую, переменные метрические функции проявляются во всех слоях музыкальной фактуры. В балетной музыке Чайковского и Глазунова формируется ряд приёмов накопления метрической неустойчивости: от использования разнообразных ритмических групп, ритмического ускорения или замедления до смены метра (а также гемиолы, полиметрия). Тем самым устанавливается преемственность танцевальной музыки Чайковского и Глазунова с открытиями в балетной музыке Стравинского.

Ключевые слова: балетная музыка, ритм, дивертисмент, метрические функции, классический танцевальный цикл.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Galyatina, A. V. (2017). Русская балетная музыка последней четверти XIX – начала XX века: от Чайковского к Стравинскому. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (4), 159–164. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2017.4.159-164
Раздел
Музыкальный театр
Биография автора

Anna V. Galyatina, Магнитогорская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки

Галятина Анна Валерьевна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории и истории
музыки

Библиографические ссылки

1. Afonina N. Yu. Metricheskaya peremennost’ i eyo formoobrazuyushchee i vyrazitel’noe znacheniya (na materiale klassicheskoy i sovremennoy muzyki): avtoref. dis. … kand. iskusstvovedeniya [Metric Variability and its Form-Generating and Expressive Significance (Based on Materials of Classical and Contemporary Music): Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Leningrad, 1983. 19 p.
2. Bakhrushin Yu. A. Istoriya russkogo baleta: uchebnoe posobie dlya in-tov kul’tury, teatr., khoreogr. i kul’t.- prosvet. uchilishch [The History of the Russian Ballet: a Textbook for Institutions of Culture, Theater, Choreography and Cultural-Educational Colleges]. Moscow: Prosveshchenie, 1973. 255 p.
3. Bogatyreva E. Z. Zametki o muzykal’nom stile A. K. Glazunova [Notes about the Musical Style of Alexander Glazunov]. Voprosy muzykoznaniya: ezhegodnik [Questions of Musicology: Yearbook]. Ed. by A. S. Ogolevets. Issue 1. Moscow, 1954, pp. 285–301.
4. Vanslov V. V. Dansantnost’ [Dance]. Russkiy balet: entsiklopediya [Russian Ballet: an Encyclopedia]. Edited by E. P. Belova et al. Preface by V. M. Krasovskaya. Moscow, 1997, p. 536.
5. Vershinina I. Ya. Baletnaya muzyka [Ballet Music]. Muzyka XX veka: ocherki: v 2 ch. [Music of the 20th Century. Essays. In Two Parts]. Edited by D. V. Zhitomirsky. Part 1, book 1. Moscow, 1976, pp. 187–221.
6. Gagarina O. A. Frantsuzskiy baletnyy teatr nachala XX veka: na puti k novomu sintezu [The French Ballet Theater of the Early 20th Century: On the Path Towards a New Synthesis]. Problemy muzykal’noj nauki [Music Scholarship]. 2014. No. 1, pp. 39–45.
7. Dulova E. N. Balety P. I. Tchaykovskogo i zhanrovaya stilistika baletnoy muzyki XIX veka: Lektsiya po kursu «Istoriya russkoy muzyki» [The Ballets of P. I. Tchaikovsky and the Genre-Related Style of Ballet Music of the 19th Century: a Lecture for the Course of “History of Russian Music”]. Leningrad: Leningrad State N. A. Rimsky-Korsakov Conservatory, 1989. 60 p.
8. Savchenkova N. M., Mavrinskiy I. I. Ritm i ritmicheskaya struktura: cheredovanie diskursa i sobytiya [Rhythm and Rhythmic Structure: an Alternation of Discourse and Events]. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya [Theory and Practice of Social Development]. Krasnodar, 2015. No. 22, pp. 209–211.
9. Braginskaya N. A. “Les traditions et les preceptes de Petipa ne sont point oublies…” Ll’oeuvre de Marius Petipa dans la reception d’Igor Stravinsky [“The Traditions and Precepts of Petipa are not Forgotten ...» The Work of Marius Petipa in the Reception of Igor Stravinsky]. Slavica occitania. 2016. No. 43, pp. 313–325.
10. Bortnyk K. V. New interpretation of Tchaikovsky’s “The Nutcracker” by R. Poklitaru. Kul’tura Ukrainy [Culture of Ukraine]. 2015. No. 50, pp. 169–176.
11. Portnova T. V. Сhoreography sketches as a representational system of dance recording: from M. Petipa to M. Fokine. Indian Journal of Science and Technology. 2016. Vol. 9 (29), p. 88740.
12. Jarvinen H. Dancing Genius: the Stardom of Vaslav Nijinsky. New York: Palgrave Macmillan, 2014. 325 p.