Транскрипции хореографических образов М. Петипа в балете С. Прокофьева «Золушка»

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Anna V. Galyatina

Аннотация

В статье рассматривается последний балет Сергея Прокофьева «Золушка», где композитор обращается к стилю академического балета Мариуса Петипа. Впервые в своём балетном творчестве Прокофьев выстраивает композицию по типу классических спектаклей: с делением на акты с обязательным включением классических, исторических и характерных сюит. Однако в соответствии с собственным стилем, композитор иронизирует над моделью академического балета, высмеивая не столько «старый» балет, сколько драмбалет – официальный жанр советского музыкального театра, где действовал рутинный принцип использования шаблонных ритмических рисунков. Традиционные ритмоформулы при этом часто противоречили образам героев балетной драмы.Каноны балетов Петипа используются в драматургии «Золушки» для воплощения образов королевского двора. В отличие от мира глубоких чувств главной героини, в её окружении выделяется чопорность и холодность – качества, определявшие стиль спектаклей Петипа в балетном театре. Классические танцы в балете Прокофьева получают комический оттенок благодаря деформации их жанровых ритмоформул. Объектом иронии композитора выступают многие известные хореографические номера спектаклей Петипа.
Ключевые слова: балеты Сергея Прокофьева, Мариус Петипа, академический балет, балет «Золушка», комическое в музыке.

1. Borodin B. B. Komicheskoe v muzyke [The Comical in Music]. Moscow: Kompozitor, 2004. 206 p.

2. Goryacheva T. A. Komicheskoe v muzyke kak fenomen istorii khudozhestvennoy kul'tury: dis. … kand. filos. nauk [The Comical in Music as a Phenomenon in the History of Artistic Culture: Dissertation for the Degree of Candidate of Philosophical Sciences]. St. Petersburg, 2009. 167 p.

3. Dolinskaya E. B. Teatr Prokof'eva [The Theater of Prokofiev]. Moscow: Kompozitor, 2012. 376 p.

4. Illarionov B. A. 1910. Petipa i Dyagilev [1910. Petipa and Diaghilev]. Vestnik Akademii russkogo baleta imeni A. Ya. Vaganovoy [Bulletin of the Vaganova Academy of Russian Ballet]. 2017. No. 3, pp. 116–122.

5. Karnovich O. A. Skazka na baletnoy stsene (interpretatsiya syuzheta “Zolushki”): dis. … kand. iskusstvovedeniya [The Fairy Tale on the Ballet Stage (Interpretation of the Plot of “Cinderella”): Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Moscow, 2016. 220 p.

6. Korobova A. G. The Comic as Modality of Artistic Text and its Appearances in Music. Problemy muzyikal'noj nauki/Music Scholarship. 2009. No. 2, pp. 135–142.

7. Kurysheva T. A. Solnechnaya simfoniya [The Solar Symphony]. Sovetskaya kul'tura [Soviet Culture]. 1991. 5 January.

8. Safonova T. V., Fomina Z. V. About the Foundations of Optimism in Sergei Prokofiev’s Music. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2016. No. 4, pp. 66–71. DOI: 10.17674/1997-0854.2016.4.066-071.

9. Solomonova O. B. I kogda smeetsya litso – vmeste s nim ne veselitsya um (smekhovoe zazerkal'e russkoy muzykal'noy klassiki): monografiya [And When the Face Laughs – While Along with it the Mind is not Happy (Laughter through the Looking Glass of the Russian Musical Classics): a Monograph]. Kiev: Zadruga, 2006. 380 p.

10. Shuvalova A. A. Concerning Sergei Prokofiev’s Manner of Working on His Musical Compositions (on the Material of the Composer’s and His Contemporaries’ Statements). Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2016. No. 2, pp. 147–152. DOI: 10.17674/1997-0854.2016.2.147-152.

11. Akopyan L. O. The Modernist Trend in Soviet Russian Music between the Wars: an Isolated Episode or a Part of a Big Current? Lietuvos Muzikologija. 2016. V. 17, pp. 82–92.

12. Glivinsky V. V. Fedoseyev I. S. The St. Petersburg Classic School: Myth or Reality? European Journal of Arts. 2016. No. 1, pp. 14–20.

13. Orlov V. S. Prokofiev and the Myth of the Father of Nations: the Cantata “Zdravitsa”. Three Oranges Journal. 2014. No. 26, pp. 16–24.

14. Pohorila M. S. Transformation of Classic Dance in Ballets in One Act of Oleksii Ratmanskiy. Naukoviy vіsnik kiїvs'kogo natsіonal'nogo unіversitetu teatru, kіno і telebachennya іmenі I. K. Karpenka-Karogo [Scholarly Bulletin of the Kiev National I. K. Karpenko-Caryy University of Theater, Cinema and Television]. 2016. No. 18, pp. 57–63.

15. Zenkin K. V. The Perceptual Spaces in Music and the Role of Reflection Symmetry in their Structuring Symmetry. Culture and Science. 2014. V. 25. No. 3, pp. 157–176.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Galyatina, A. V. (2018). Транскрипции хореографических образов М. Петипа в балете С. Прокофьева «Золушка». Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (2), 118–123. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2018.2.118-123
Раздел
Музыкальный театр
Биография автора

Anna V. Galyatina, Магнитогорская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки

Галятина Анна Валерьевна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории и истории
музыки

Библиографические ссылки

1. Borodin B. B. Komicheskoe v muzyke [The Comical in Music]. Moscow: Kompozitor, 2004. 206 p.
2. Goryacheva T. A. Komicheskoe v muzyke kak fenomen istorii khudozhestvennoy kul'tury: dis. … kand. filos. nauk [The Comical in Music as a Phenomenon in the History of Artistic Culture: Dissertation for the Degree of Candidate of Philosophical Sciences]. St. Petersburg, 2009. 167 p.
3. Dolinskaya E. B. Teatr Prokof'eva [The Theater of Prokofiev]. Moscow: Kompozitor, 2012. 376 p.
4. Illarionov B. A. 1910. Petipa i Dyagilev [1910. Petipa and Diaghilev]. Vestnik Akademii russkogo baleta imeni A. Ya. Vaganovoy [Bulletin of the Vaganova Academy of Russian Ballet]. 2017. No. 3, pp. 116–122.
5. Karnovich O. A. Skazka na baletnoy stsene (interpretatsiya syuzheta “Zolushki”): dis. … kand. iskusstvovedeniya [The Fairy Tale on the Ballet Stage (Interpretation of the Plot of “Cinderella”): Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Moscow, 2016. 220 p.
6. Korobova A. G. The Comic as Modality of Artistic Text and its Appearances in Music. Problemy muzyikal'noj nauki/Music Scholarship. 2009. No. 2, pp. 135–142.
7. Kurysheva T. A. Solnechnaya simfoniya [The Solar Symphony]. Sovetskaya kul'tura [Soviet Culture]. 1991. 5 January.
8. Safonova T. V., Fomina Z. V. About the Foundations of Optimism in Sergei Prokofiev’s Music. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2016. No. 4, pp. 66–71. DOI: 10.17674/1997-0854.2016.4.066-071.
9. Solomonova O. B. I kogda smeetsya litso – vmeste s nim ne veselitsya um (smekhovoe zazerkal'e russkoy muzykal'noy klassiki): monografiya [And When the Face Laughs – While Along with it the Mind is not Happy (Laughter through the Looking Glass of the Russian Musical Classics): a Monograph]. Kiev: Zadruga, 2006. 380 p.
10. Shuvalova A. A. Concerning Sergei Prokofiev’s Manner of Working on His Musical Compositions (on the Material of the Composer’s and His Contemporaries’ Statements). Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2016. No. 2, pp. 147–152. DOI: 10.17674/1997-0854.2016.2.147-152.
11. Akopyan L. O. The Modernist Trend in Soviet Russian Music between the Wars: an Isolated Episode or a Part of a Big Current? Lietuvos Muzikologija. 2016. V. 17, pp. 82–92.
12. Glivinsky V. V. Fedoseyev I. S. The St. Petersburg Classic School: Myth or Reality? European Journal of Arts. 2016. No. 1, pp. 14–20.
13. Orlov V. S. Prokofiev and the Myth of the Father of Nations: the Cantata “Zdravitsa”. Three Oranges Journal. 2014. No. 26, pp. 16–24.
14. Pohorila M. S. Transformation of Classic Dance in Ballets in One Act of Oleksii Ratmanskiy. Naukoviy vіsnik kiїvs'kogo natsіonal'nogo unіversitetu teatru, kіno і telebachennya іmenі I. K. Karpenka-Karogo [Scholarly Bulletin of the Kiev National I. K. Karpenko-Caryy University of Theater, Cinema and Television]. 2016. No. 18, pp. 57–63.
15. Zenkin K. V. The Perceptual Spaces in Music and the Role of Reflection Symmetry in their Structuring Symmetry. Culture and Science. 2014. V. 25. No. 3, pp. 157–176.