«Старый замок» Мусоргского в контексте аналогий и параллелей
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
При рассмотрении пьесы Мусоргского «Старый замок» из цикла «Картинки с выставки» в статье проводятся параллели с разнообразными явлениями мирового (в основном музыкального) искусства. По логике интертекстуальных подходов они расширяют объём содержательных характеристик и проясняют стилевые основы. Исконно национальная природа цикла «Картинок» наиболее очевидным образом запечатлена в крайних разделах ввиду связей с русской песней, знаменным распевом и роговым сочинением начала XIX века. Глубинная же идея – воплощение, говоря словами Достоевского, всемирной отзывчивости русской души – ярко проявлена и в картинах из жизни других народов и культур. Среди проводимых аналогий с пьесой «Старый замок» одни могут казаться очевидными, другие – неожиданными. Это жанр сицилианы, знакомый русским композиторам с XVIII века, вагнеровский тристан-оборот, «лелеющая душу гуманность» (Белинский), донесённая из глубокой древности тема неразделённой любви, одна из новелл Акутагавы, трубадурно-мейстерзингеровские традиции сочетания сквозной композиции и системы повторов, принцип сведения к тождеству, знакомый по Шуберту, Bar-форме, мугамам, кюям и другим восточным композициям. Всё это, конечно, едва ли будет комплексно всплывать при непосредственном восприятии музыки Мусоргского. Но не говорит ли сама возможность проведения столь разных аналогий о редкостной широте его представлений
о мире и об искусстве, о чём можно судить, конечно, по письмам и воспоминаниям, но в первую очередь – по результативности художнических опытов, осуществлявшихся, видимо, спонтанно-интуитивно. И не таится ли здесь один из источников интертекстуальных, полистилистических и коллажных побуждений композиторов последующих поколений.
Ключевые слова: Мусоргский, «Старый замок», художественные и стилевые параллели, интертекстуальные подходы.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Bedush E. A., Kyuregyan T. S. Renessansnye pesni. Voprosy istorii i teorii: khrestomatiya [Renaissance Songs. Questions of History and Theory: A Chrestomathy]. Moscow: Kompozitor, 2007. 424 p.
3. Dzhani-zade T. M. Mugam – improvizatsiya na lad [Mugham – Improvisation in the Mode]. Sovremennye metody issledovaniya v muzykovedenii: sb. tr. GMPI im. Gnesinykh [Contemporary Methods of Research in Musicology: Proceedings of the Gnesin State Musical Pedagogical Institute]. Issue 31. Moscow, 1977, pp. 56–82.
4. Eolyan I. R. Traditsionnaya muzyka arabskogo Vostoka [Traditional Music of the Arab East]. Moscow: Muzyka, 1990. 238 p.
5. Zarukhova S. M. Forma i lad v kazakhskoy dombrovoy muzyke [Form and Mode in Kazakh Dombra Music]. Muzykoznanie [Musicology]. Issue 3. Alma-Ata, 1967, pp. 114–122.
6. Kazantseva L. P. Muzykal’nyy portret [The Musical Portrait]. Moscow: Konservatoriya, 1995. 124 p.
7. Kurth E. Romanticheskaya garmoniya i ee krizis v «Tristane» Vagnera [Romantic Harmony and its Crisis in Wagner’s “Tristan”]. Moscow: Muzyka, 1975. 552 p.
8. Kyuregyan T. S., Stolyarova Yu. V. Pesni srednevekovoy Evropy: issledovanie [Songs of Medieval Europe: a Study]. Moscow: Kompozitor, 2007. 208 p.
9. Lavrentyeva I. V. Variantnost’ i variantnaya forma v pesennykh tsiklakh Shuberta [Variability and Variant Form in Schubert’s Song Cycles]. Ot Lyulli do nashikh dney [From Lully to the Present Days]. Moscow, 1967, pp. 33–70.
10. M. P. Musorgskiy Literaturnoe nasledie. Pis’ma. Biograficheskie materialy i dokumenty [M. P. Mussorgsky. Literary Heritage. Letters. Biographical Materials and Documents]. Moscow: Muzyka, 1971. 400 p.
11. Nekrasova G. A. Ob odnom tvorcheskom printsipe Musorgskogo [Concerning one Creative Principle of Mussorgsky]. Sovetskaya muzyka [Soviet Music]. 1988. No. 3, pp. 67–72.
12. Sokolov O. V. O printsipakh strukturnogo myshleniya v muzyke [About the Principles of Structural Thinking in Music]. Problemy muzykal’nogo myshleniya [Issues of Structural Thinking]. Moscow, 1974, pp. 153–176.
13. Trembovel’skiy E. B. Stil’ Musorgskogo: lad, garmoniya, sklad [Mussorgsky’s Style: Mode, Harmony, Texture]. Moscow: Kompozitor, 2010. 436 p.
14. Cristea A. Pianistic Mastery of Modest Mussorgsky’s Pictures at an Exhibition: Developing Associative Thinking through Analysis of Musical Texture. Miami: University. Open Access Dissertation, 2016. 146 p.
15. Gon F., Rumph St. Mozart and Enlightenment Semiotics. Ad Parnassum. Vol. 12. No. 24. October 2014, pp. 182–184.
16. Lerdahl F. Cognitive Constraints on Compositional Systems. Contemporary Music Review. 1992, Vol. 6, Part 2, pp. 97–121.
17. Schippers H. Facing the Music. New York: Oxford University Press, 2010. 240 p.
18. Wiley R. Tchaikovsky. New York: Oxford University Press, 2009. 546 p.