Точнее, чем точно: о музыковедческих трудах М. Копытмана

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Evgeny B. Trembovelsky

Аннотация

Статья характеризует методологию и важнейшие положения
теоретических трудов российского композитора и музыко-
веда Марка Копытмана (1929–2011). Его деятельность пре-
подавателя связана с консерваториями Алма-Аты, Кишинё-
ва, после 1972 года – с Иерусалимской Академией музыки
и танца (ректор, профессор, заведующий кафедрой теории и
композиции). Рассматриваются издания «Хоровое письмо»
(1971, учебное пособие), «Многоголосный канон» (1960, ис-
следование), «Симфоническая музыка» (1962, о сочинениях
казахских композиторов), «О полифонии» (1961, из серии
научно-популярной литературы), «Музыкально-теорети-
ческие труды С. С. Богатырёва» (1972, обзор). Проводятся
параллели между литературным и композиторским стиля-
ми, отражающими глубинные свойства творческой индиви-
дуальности М. Копытмана. На первый план он выдвигает
задачи обучения композиторским технологиям по своим ме-
тодикам. В частности, это касается принципа цепочки при
сочинении многоголосных канонов и детализированных
программ освоения любых видов хоровой фактуры, типо-
логизированных учёным. Чётко определяя оптимальные
нормы и правила письма, Копытман не догматизирует их,
но учитывает параметры стиля и возможности отклонения
от них ради конкретных художественных эффектов. В мето-
диках Копытмана заложены и критерии критического под-
хода к изучаемым объектам, в частности, к симфоническим
сочинениям композиторов Казахстана. Автор выступает за
разумное равновесие гармонии и полифонии, считая, что ги-
пертрофия одной из сторон означает поверхностное экспе-
риментаторство. Копытман тяготеет к методам, отвечающим
внутренним законам «искусства интонируемого смысла»
(Б. Асафьев), предполагающим как приверженность тради-
ции, так и устремлённость к новому.

Ключевые слова: Марк Копытман, музыковедение, поли-
фония, композиторская техника

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Trembovelsky, E. B. (2014). Точнее, чем точно: о музыковедческих трудах М. Копытмана. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (1), 63–69. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/168
Раздел
Творческие портреты учёных
Биография автора

Evgeny B. Trembovelsky, Воронежская государственная академия искусств

Трембовельский Евгений Борисович –
доктор искусствоведения, профессор,
заведующий кафедрой теории музыки

Библиографические ссылки

1. Kopytman M. Mnogogolosnyy kanon [The Many-Voiced Canon]. Voprosy muzykoznaniya [Issues of Musicology]. Vol. 3. Moscow: Muzgiz Press, 1960, pp. 195–265.
2. Kopytman M. Muzykal'no-teoreticheskie trudy S. S. Bogatyreva [Theoretical Works by S.S. Bogatyrev]. S. S. Bogatyrev: issledovaniya, stat'i, vospominaniya [S. S. Bogatyrev: Research, Articles, Memoirs]. Moscow: Sovetskiy kompozitor Press, 1972, pp. 171–192.
3. Kopytman M. O polifonii [On Counterpoint]. Moscow: Sovetskiy kompozitor Press, 1961. 87 p.
4. Kopytman M., Tiftikidi N. Simfonicheskaya muzyka [Symphonic Music]. Ocherki po istorii kazakhskoy sovetskoy muzyki [Essays on the History of Kazakh Soviet Music]. Alma- Ata: Kazakhskoe izdatel'stvo khudozhestvennoy literatury, 1962, pp. 140–183.
5. Kopytman M. Khorovoe pis'mo [Choral Writing]. Moscow: Sovetskiy kompozitor Press, 1971. 200 p.
6. Pushkin A. Opyt otrazheniya nekotorykh neliteraturnykh obvineniy [The Experience of Reflection of Some Substandard Accusations]. Sobr. soch. v 10-ti tomakh [Collected Works in 10 volumes]. Vol. 6. Moscow: Khudozhestvennaya literature Press, 1976. 508 p.
7. Trembovelskiy E. Geterofoniya: tipologiya faktur – evoliutsiya tkani [Heterophony: Typology of Textures – the Evolution of Contextures]. Muzykal'naya akademiya [Musical Academy], 2001, no. 4, pp. 165–175.
8. Trembovelskiy E. Proshloe v nastoiashchem: prinoshenie Uchitelyu [The Past in the Present: Homage to the Teacher]. Muzykal'naya akademiya [Musical Academy], 1999, no. 4, pp. 74–78.

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)