Точнее, чем точно: о музыковедческих трудах М. Копытмана
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Статья характеризует методологию и важнейшие положения
теоретических трудов российского композитора и музыко-
веда Марка Копытмана (1929–2011). Его деятельность пре-
подавателя связана с консерваториями Алма-Аты, Кишинё-
ва, после 1972 года – с Иерусалимской Академией музыки
и танца (ректор, профессор, заведующий кафедрой теории и
композиции). Рассматриваются издания «Хоровое письмо»
(1971, учебное пособие), «Многоголосный канон» (1960, ис-
следование), «Симфоническая музыка» (1962, о сочинениях
казахских композиторов), «О полифонии» (1961, из серии
научно-популярной литературы), «Музыкально-теорети-
ческие труды С. С. Богатырёва» (1972, обзор). Проводятся
параллели между литературным и композиторским стиля-
ми, отражающими глубинные свойства творческой индиви-
дуальности М. Копытмана. На первый план он выдвигает
задачи обучения композиторским технологиям по своим ме-
тодикам. В частности, это касается принципа цепочки при
сочинении многоголосных канонов и детализированных
программ освоения любых видов хоровой фактуры, типо-
логизированных учёным. Чётко определяя оптимальные
нормы и правила письма, Копытман не догматизирует их,
но учитывает параметры стиля и возможности отклонения
от них ради конкретных художественных эффектов. В мето-
диках Копытмана заложены и критерии критического под-
хода к изучаемым объектам, в частности, к симфоническим
сочинениям композиторов Казахстана. Автор выступает за
разумное равновесие гармонии и полифонии, считая, что ги-
пертрофия одной из сторон означает поверхностное экспе-
риментаторство. Копытман тяготеет к методам, отвечающим
внутренним законам «искусства интонируемого смысла»
(Б. Асафьев), предполагающим как приверженность тради-
ции, так и устремлённость к новому.
Ключевые слова: Марк Копытман, музыковедение, поли-
фония, композиторская техника
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.

Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Kopytman M. Muzykal'no-teoreticheskie trudy S. S. Bogatyreva [Theoretical Works by S.S. Bogatyrev]. S. S. Bogatyrev: issledovaniya, stat'i, vospominaniya [S. S. Bogatyrev: Research, Articles, Memoirs]. Moscow: Sovetskiy kompozitor Press, 1972, pp. 171–192.
3. Kopytman M. O polifonii [On Counterpoint]. Moscow: Sovetskiy kompozitor Press, 1961. 87 p.
4. Kopytman M., Tiftikidi N. Simfonicheskaya muzyka [Symphonic Music]. Ocherki po istorii kazakhskoy sovetskoy muzyki [Essays on the History of Kazakh Soviet Music]. Alma- Ata: Kazakhskoe izdatel'stvo khudozhestvennoy literatury, 1962, pp. 140–183.
5. Kopytman M. Khorovoe pis'mo [Choral Writing]. Moscow: Sovetskiy kompozitor Press, 1971. 200 p.
6. Pushkin A. Opyt otrazheniya nekotorykh neliteraturnykh obvineniy [The Experience of Reflection of Some Substandard Accusations]. Sobr. soch. v 10-ti tomakh [Collected Works in 10 volumes]. Vol. 6. Moscow: Khudozhestvennaya literature Press, 1976. 508 p.
7. Trembovelskiy E. Geterofoniya: tipologiya faktur – evoliutsiya tkani [Heterophony: Typology of Textures – the Evolution of Contextures]. Muzykal'naya akademiya [Musical Academy], 2001, no. 4, pp. 165–175.
8. Trembovelskiy E. Proshloe v nastoiashchem: prinoshenie Uchitelyu [The Past in the Present: Homage to the Teacher]. Muzykal'naya akademiya [Musical Academy], 1999, no. 4, pp. 74–78.