Итоговый диптих «Картинок с выставки» Мусоргского как авторское резюме

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Евгений Б. Трембовельский

Аннотация

Одним из важнейших критериев совершенства художественной концепции Мусоргский считал наличие конечных выводов, обобщений, определённого авторского резюме. Это относится, по сути, к проблеме финала, всегда актуальной в теории и практике композиции.


Для «Картинок с выставки» данная проблема представляется особенно острой и сложной. Ведь авторские выводы здесь призваны подытожить небывалые в камерно-инструментальномискусстве контрасты. Драма и эпос, действенность и созерцательность, богатство и бедность, трагедия и шутка, жизнь и смерть, суетность и вечность – такого рода альтернативы определили художественный микрокосмос цикла. Примечательны и многонациональные сюжетные
предпосылки пьес, которые имеют в большинстве даже иноязычные названия.


Огромный мир отечественной поэтики Мусоргский обобщил в финальной паре пьес через три сферы – воплощенную в сказке народную фантазию, христианство и богатырство. Общий торжественно-величавый тонус «Богатырских ворот», сопоставимый с древнерусским стилем «монументального историзма» (термин Д. Лихачёва), выявлен во взаимооттеняющем контрасте света и тени, гимна и молитвы. Впечатляющей в «Картинках» является и истинно триумфальная арка между начальным и итоговым разделами. И поскольку вступительная «Promenade» – своего рода «автопортрет», то финал – воплощение авторского идеала. Именно в этом ракурсе приобретает немалое значение мысль о совмещении в финале качеств пьесы и «Promenade», то есть объектных и субъектных характеристик, описываемого действа и включенности в него автора. Последнее предстает почти зримо, когда в колокольных перезвонах «Богатырских ворот» вдруг рельефно прорисовывается исходная тема сочинения (авторский голос).


Ключевые слова: Мусоргский, Картинки с выставки, Богатырские ворота, финал, монументальный историзм.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Трембовельский, Е. Б. . (2021). Итоговый диптих «Картинок с выставки» Мусоргского как авторское резюме. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, 42(1), 99–108. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/1247
Раздел
Художественный мир музыкального произведения
Биография автора

Евгений Б. Трембовельский, Воронежский государственный институт искусств г. Воронеж, Россия

Доктор искусствоведения, профессор, заведующий кафедрой теории музыки

Evgeny B. Trembovelsky, Dr.Sci. (Arts), Professor, Head at the Music Theory Department of the Voronezh State Institute of Arts