Синтетидея Николая Рославца в формообразовании Первого скрипичного концерта
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Статья посвящена специфике формообразования в Первом скрипичном концерте Николая Рославца, рассмотренной в аспекте модернизации классических структур. Аналитический акцент сделан на исследовании механизма эмансипации устоявшегося алгоритма функций внутри типовых форм, приводящего к новому качеству музыкального синтаксиса. Своеобразие композиционного мышления композитора раскрывается посредством выявления неразрывной связи типологических констант и функциональной диффузии. Поскольку данный процесс качественно отличен от так называемых смешанных форм, в работе высказывается гипотеза об авторском поиске некоего эквивалента авторской технике синтетаккордов, применённого на более крупном уровне композиции. Концептуальной основой этой задачи является диалектическая пара традиционного-новаторского, ставшая визитной карточкой стиля Рославца. Индикатором традиционного в новом звуковом континууме сочинения служит отсылка к одной из ярчайших тем классического музыкального наследия – главной теме финала скрипичного концерта И. Брамса.
Ключевые слова: Николай Рославец, Иоганнес Брамс, синтетаккорд, синтетлад, музыкальный цикл, скрипичный концерт, музыкальная форма, техника композиции.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Lobanova M. N. Nikolay Andreyevich Roslavets i kul’tura ego vremeni [Nikolai Andreyevich Roslavets and the Culture of his Time]. St. Petersburg: Petroglif, 2011. 384 p.
3. Pol’dyaeva E. G. Russkiy muzykal’nyy avangard 1910-kh godov. K voprosu ob istokakh «novoy muzyki» XX veka: avtoref. dis. … kand. iskusstvovedeniya [The Russian Musical Avant-Garde of the 1910s. Concerning the Question of the Origins of “New Music” of the 20th Century: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Moscow, 1993. 21 p.
4. Roslavets N. A. O sebe i svoem tvorchestve [About Myself and My Work]. Russkiy avangard. Manifesty, deklaratsii, programmnye stat’i (1908–1917) [The Russian Avant-Garde. Manifestos, Declarations, Programmatic Articles (1908–1917)]. Editor and Compiler I. Vorobyev. St. Petersburg: Kompozitor, 2008, pp. 246–250.
5. Stanishevskiy Ya. Ob odnoy neulovimoy teoreticheskoy sisteme: Nikolay Roslavets i ego teoriya «tonal’nogo rodstva» sintetakkordov [On one Elusive Theoretical System: Nikolai Roslavets and his Theory of the “Tonal Relationship” of Synthetic Chords]. Nauchnyy vestnik Moskovskoy konservatorii [Scholarly Newsletter of the Moscow Conservatory]. Moscow, 2014. No. 2, pp. 123–135.
6. Tsenova V. S. Edison Denisov i Nikolay Roslavets: paralleli [Edison Denisov and Nikolai Roslavets: Parallels]. Russkiy avangard i Bryanshchina: stat’i, ocherki, issledovaniya [The Russian Avant-Garde and Bryansk. Articles, Essays, Research.]. Edited by M. Belodubrovskiy. Bryansk, 1998. 384 p.
7. Bazayev Inessa. The Circle of Fifths in Russian Non-Tonal Music: A Case Study of Selected Works by Roslavets and Stravinsky. Dutch Journal of Music Theory. Vol. 18. No. 2. 2013, pp. 51–68.
8. Bazayev Inessa. The Expansion of the Concept of Mode in Twentieth-Century Russian Music Theory. Music Theory Online. 20.3.6. September, 2014.
9. Bazayev Inessa. Triple Sharps, Qnt Relations, and Symmetries: Orthography in the Music of Nicolaĭ Roslavets. Music Theory Spectrum. Vol. 35. No. 1. 2013, pp. 111–131.
10. Bazayev I., Carpenter, E. Introduction: Russian Theoretical Thought Reconsidered and Reevaluated. Music Theory Online. 20.3.4. September, 2014.
11. Ewell Philip. Russian Pitch-Class Set Analysis and the Music of Webern. Online Journal of the Music Theory Society of the Mid-Atlantic. Vol. 6. No. 1. 2013, pp. 219–276.
12. Ewell Terry B. Set Operations in the Music of Nikolai Roslavets. Bridges: Mathematical Connections in Art, Music, and Science. 2002, pp. 17–24.
13. Sitsky Larry. Music of repressed Russian Avant-Garde, 1900–1929. Greenwood press, Westport Connecticut. London, 1994. 360 p