Преломление традиций фольклора в технике композиции башкирских композиторов (на примере фортепианной пьесы Р. Касимова «908»)

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Ninel F. Garipova

Аннотация

В искусстве России начала XX века произошли знаковые процессы, обогатившие её музыкальную культу-
ру. «Бесписьменный» фольклор национальных республик начал активно искать пути к сближению с академи-
ческой европейской музыкальной системой. Так было и в Башкирии, где параллельное существование евро-
пейской и восточной музыкальных традиций на протяжении XVI–XIX веков эволюционно привело к периоду
их активного взаимодействия.
На начальном этапе становления и развития башкирской фортепианной музыки, а также и впоследствии,
наиболее распространённым стал жанр миниатюры, где апробировались принципы соединения противопо-
ложных музыкальных систем Востока и Запада. В начале этого пути заметно воплощение поверхностного
фольклорного слоя: отражение картин природы Урала и бытовых сцен народной жизни, во многом интуитив-
ное использование лада, орнаментики и других признаков музыкального языка.
Понять менталитет народа, его древнее историческое прошлое, проникнуть в более глубокие фольклор-
ные пласты композиторы стремятся в 1980-е годы. Этому способствовало внимание историков и фольклори-
стов к изучению народного эпоса, религиозным устоям, а также распространение новой информации через
опубликование результатов ряда исследовательских работ. Данные процессы нашли отражение в образном
строе сочинений, что привело в свою очередь к поиску оптимальных средств композиции. Органичное пре-
творение новых традиций проявилось в пьесе Рафаила Касимова «908», где глубоко и ярко взаимодействуют
интонационная лексика башкирского фольклора и современные средства композиции, техники фортепианного
исполнительства.

Ключевые слова: Рафаил Касимов, башкирское фортепианное искусство, башкирский фольклор, фортепи-
анная пьеса «908» Р. Касимова.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Garipova, N. F. (2017). Преломление традиций фольклора в технике композиции башкирских композиторов (на примере фортепианной пьесы Р. Касимова «908»). Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (2), 160–166. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2017.2.160-166
Раздел
Музыкальная культура народов России
Биография автора

Ninel F. Garipova, Уфимский государственный институт искусств им. Загира Исмагилова

Гарипова Нинэль Фёдоровна, доктор искусствоведения, профессор кафедры общего курса
фортепиано

Библиографические ссылки

1. Atanova L. P. O bashkirskikh epicheskikh napevakh. Obraztsy notnykh zapisey [About Bashkir Epic Melodies. Specimens of Musical Notation]. Bashkirskiy narodnyy epos [Bashkir Folk Epos]. Compiled by A. C. Mirbadaleva, M. M. Sagitov, A. I. Kharisov. Moscow, 1977, pp. 493–494.
2. Akhmetgaleeva G. B. Bashkirskoe narodnoe muzykal'no-poeticheskoe tvorchestvo (voprosy klassifikatsii): avtoref. dis. … kand. filol. nauk [Bashkir Folk Musical-Poetical Creativity (Issues of Classification): Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Philology]. Ufa, 2005. 22 p.
3. Garipova N. F. Intonatsionnaya leksika i stilistika fortepiannykh proizvedeniy bashkirskikh kompozitorov [Intonational Vocabulary and Stylistics of Piano Works by Bashkir Composers]. Ufa State Institute of Arts named after Zagir Ismagilov, Laboratory of Musical Semantics. Ufa, 2002. 104 p.
4. Zhossan N. Yu. Pretvoreniye fol'klora v rakurse postmodernizma (na materiale otechestvennoy muzyki vtoroy poloviny XX v.) [Realization of Folklore in the Perspective of Postmodernism (on the Material of Russian Music of the Second Half of the 20th Century)]. Problemy muzykal'noj nauki [Music Scholarchip]. 2016. No. 2 (23), pp. 25–34. DOI: 10.17674/1997-0854.2016.2.025-034.
5. Zaripov N. Т., Sagitov M. М. Bashkirskiy narodnyy epos [Bashkir Folk Epos]. Bashkirskoe narodnoe tvorchestvo. T. 1: Epos [Bashkir Folk Art. Volume 1: The Epos]. Compiled by M. M. Sagitov. Ufa: Bashkir Publishing House, 1987. 544 p.
6. Sypalo N. V. Fortepiannoye tvorchestvo kompozitorov Dagestana. K probleme evolyutsii natsional'noy kompozitorskoy shkoly: avtoref. dis. … kand. iskusstvovedeniya [Piano Music by Composers of Dagestan. Concerning the Issue of Evolution of the National School of Composition: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Saratov, 2016. 26 p.
7. Sultangareyeva R. A. Magicheskiy fol'klor bashkir: spetsifika i miforitual'nye osobennosti repertuara [Magical Folklore of the Bashkirs: the Specificity and Mythological Features of the Repertoire]. Vestnik Chelyabinskogo gos. universiteta. Filologiya. Iskusstvovedenie [Bulletin of the Chelyabinsk State University]. 2014. No. 26 (355). Philology. Art History. Issue 93, pp. 108–114.
8. Suleymanov R. S. Zhemchuzhiny narodnogo tvorchestva Urala [Gems of the Folk Art of the Urals]. Ufa: Kitap, 1995. 248 p.
9. Khisamutdinova R. M. Poetika bashkirskoy protyazhnoy narodnoy pesni ozon-kyuy [The Poetics of the Bashkir Plangent Folk Song, the Ozon-Kuy]. Vestnik Chelyabinskoy gos. akademii kul'tury i iskusstva [Bulletin of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Art]. 2014. No. 3 (39), pp. 125–129.
10. Ul'masov F. A. O mnogomernosti vostochnoy monodii [About the Multidimensionality of Eastern Monody]. Problemy muzykal'noj nauki [Music Scholarship]. 2016. No. 3 (24), pp. 56–63.
11. Yunusova A. B. Islam v Bashkortostane [Islam in Bashkortostan]. Ufa: Ufimskiy poligrafkombinat, 1999. 353 p.
12. Yunusova V. N. Islam – muzykal'naya kul'tura i sovremennoe obrazovanie v Rossii: monografiya [Islam – Musical Culture and Modern Education in Russia: A Monographic Work]. Moscow: Khronograf, 1997. 152 p.
13. Antović Mihailo; Stamenković Dušan; Figar Vladimir. Association of Meaning in Program Music. On Denotation, Inherence, and Onomatopoeia. Music Perception: An Interdisciplinary Journal. Vol. 34, No. 2, December 2016, pp. 243. Figar 248. DOI: 10.1525/mp.2016.34.2.243.
14. Maes Pieter-Jan, Van Dyck Edith, Lesaffre Micheline, Leman Marc, Kroonenberg Pieter M. The Coupling of Action and Perception in Musical Meaning Formation. Music Perception: An Interdisciplinary Journal. Vol. 32, No. 1, September 2014, pp. 67–84. DOI: 10.1525/mp.2014.32.1.67.
15. McGowan Rebecca W., Levitt Andrea G. A Comparison of Rhythm in English Dialects and Music. Music Perception: An Interdisciplinary Journal. Vol. 28, No. 3, February 2011, pp. 307–314. DOI: 10.1525/mp.2011.28.3.307.
16. Ross Jaan, Lehiste Ilse. Timing in Estonian Folk Songs as Interaction between Speech Prosody, Meter, and Musical Rhythm. Music Perception: An Interdisciplinary Journal. Vol. 15, No. 4, Summer, 1998, pp. 319–333. DOI: 10.2307/40300861.

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)