Модификации канцонетты и оды в книгах фроттол первой трети XVI века
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Одним из наиболее существенных аспектов истории фроттолы является эволюция композиционных ти-
пов от твёрдых форм к мадригальным, породившая жанрово-композиционные модификации и контамина-
ции. Диапазон
ненормативных композиционно-стилистических решений простирается от песенных форм
до композиций, фактически являющихся мадригалами. Показательно переосмысление канцонетты и оды,
общие качества которых позволяют не только интерпретировать их модификации, но и предположить род-
ство более сложно организованным формам. Последовательная трактовка пересечений характеристик оды
и канцонетты иногда приводит к их идентификации. Случаи усложнения канцонетты редки; они свидетель-
ствуют об охвате процессами дестандартизации формы этого элементарного вида. Жанровые границы оды
не проводятся на основе обязательности цепной междустрофной рифмы, которая может отсутствовать при
соблюдении длины ямбических строк и их соотношения. Итальянская ода как ритмически неуравновешен-
ная композиция обладает бόльшим потенциалом высвобождения из оков твёрдой формы, по сравнению с
канцонеттой, однако опыты такого рода крайне немногочисленны. Широкий диапазон композиционных ре-
шений песен со строфой-катреном, в которых в различных комбинациях сочетаются типологические при-
знаки оды, канцонетты, фроттолы, барцеллетты, свидетельствует о родстве данных видов и о потенциале
«мадригализации» катрена.
Ключевые слова: фроттола, канцонетта, ода, катрен, Оттавиано Петруччи, Ренессанс, итальянская музыка.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Boorman S. Ottaviano Petrucci: Catalogue Raisonne. New York: Oxford University Press, 2006. 1281 p.
3. Cesari G. Le origini del Madrigale cinquecentesco [The Origins of the 16th Century Madrigal]. Bologna: Forni, 1976. 82 p.
4. Jeppesen K. La Frottola [The Frottola]. Acta Jutlandica: Vol. XL/2, XLI/1, XLII/1. Aarhus – København [Aarhus – Copenhagen], 1968–1970. 171, 349, 329 S.
5. Le frottole nell’edizione principe di Ottaviano Petrucci. Tomo I, Libri I, II e III: testi e musiche pubblicate in trascrizione integrale. Instituta et monumenta. Serie I: monumenta [The Frottole in the Principal Edition of Ottaviano Petrucci. Vol. I, Books I, II and III: Texts and Music Published in Full Transcript. Institute and Monuments. Series I: Monuments]. Transcribed by G. Cesari. Ed. cr. by R. Monterosso. Preceding an introductory study by B. Disertori.
Cremona: Athenaeum Cremonense, 1954. CXXV, 144, 65* p.
6. Libro primo de la croce: Rome, Pasoti and Dorico, 1526: Canzoni, Frottole, and Capitoli. W. P. Prizer, ed. Yale University: A-R Editions, 1978. Collegium Musicum. Second series. Vol. 8. 65 p.
7. Luisi F. Frottole di B. Tromboncino e M. Cara «Per cantar et sonar col lauto»: Saggio critico e scelta di trascrizioni [Frottole by B. Tromboncino and M. Cara “For Singing and Playing the Lute”: Critical Essay and Selection of Transcriptions]. Rome: Edizioni Torre d’Orfeo, 1987. 149 p.
8. Luisi F. Il secondo libro di frottole di Andrea Antico [Second Book of Frottole by Andrea Antico]. Rome: Pro Musica Studium, 1975–1976. V. I, II. 389, 172 p.
9. Ottaviano Petrucci. Frottole libro nono. Venezia 1508 (ma, 1509) [Ninth Book of Frottole. Venice 1508 (but, 1509)]. Ed. cr. by F. Facchin. Edition of Poetic Texts by G. Zanovello. Padua: CLEUP, 1999. 255 p.
10. Ottaviano Petrucci. Frottole libro octavo. Venezia 1507 [Eighth Book of Frottole. Venice 1507]. Ed. cr. By L. Boscolo. Padua: CLEUP, 1999. 248 p.
11. Ottaviano Petrucci. Frottole libro primo. Venezia 1504 [First Book of Frottole. Venice 1504]. Ed. cr. by C. Di Zio Zannolli. Padua: CLEUP, 2013. 392 p.
12. Ottaviano Petrucci. Frottole libro septimo. Venezia 1507 [Seventh Book of Frottole. Venice 1507]. Ed. cr. by L. Boscolo. Padua: CLEUP, 2006. 241 p.
13. Ottaviano Petrucci. Frottole libro sexto. Venezia 1505 (more veneto = 1506) [Sixth Book of Frottole. Venice 1505 (According to Venetian Use = 1506)]. Ed. cr. by A. Lovato. Padua: CLEUP, 2004. 268 p.
14. Ottaviano Petrucci. Frottole libro undecimo. Fossombrone 1514 [Eleventh Book of Frottole. Fossombrone 1514]. Ed. cr. by F. Luisi. Ed. of poetic texts by G. Zanovello. Padua: CLEUP, 1997. 283 p.
15. Ottaviano Petrucci. Frottole, Buch I und IV: Nach den Erstlings-Drucken von 1504 und 1505 (?) [Frottole, Books I and IV: After the First Prints from 1504 and 1505 (?)]. Publikationen älterer Musik: achter Jahrgang (1933/35) [Publications of Early Music: Eighth Year]. Ed. by R. Schwartz. Leipzig: Breitkopf & Härtel. 1935. LII, 101 S.
16. Prizer W. F. Courtly Pastimes: The Frottole of Marchetto Cara. Studies in Musicology. No. 33. Ann Arbor, Michigan: UMI Research Press, 1980. 607 p.
17. Schwartz R. Die Frottole im 15. Jahrhundert [Frottole in the 15th Century]. Vierteljahrsschrift für Musikwissenschaft [Quarterly Scholarly Journal for Musicology]. 1886. II. S. 427–466.