Пасторальные образы в детских балетах Дебюсси и Равеля
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Во французском балетном театре первых десятилетий ХХ века наблюдалась неожиданная актуализация
пасторальной тематики. Нередко пасторальный идеал музыкального театра возрождался в образе детства.
Соприкосновение детской и пасторальной тематики в искусстве – явление далеко не новое. Культ просто-
ты и наивности составляют одну из основ пасторального миросозерцания. Специфическим претворением
пасторальных образов начала XX века становятся театральные сочинения для детской аудитории – бале-
ты К. Дебюсси «Ящик с игрушками» (1913) и М. Равеля «Дитя и волшебство» (1925), где пасторальная
модель присутствует на уровне сюжета. Пасторальные образы балетов Дебюсси и Равеля приобретают
многозначный, разноплановый смысл. Так, пасторальная сцена из «Ящика с игрушками» К. Дебюсси – это
и остроумная игра с традицией, театральными клише, и вместе с тем, отражение новой картины мира пред-
военной Европы, спроецированной художником на мир детского сознания. Пасторальная сцена лирической
фантазии «Дитя и волшебство» М. Равеля представляет стилизованный образ прошлого (индивидуального
или общечеловеческого), выступая одним из мотивов исповеди художника, высказанной от лица ребёнка.
«Детские» интерпретации пасторального мифа во французском балетном театре связаны с общекультурной
тенденцией времени – восприятием пасторали как Золотого века, к архетипу которого апеллирует и образ
детства.
Ключевые слова: искусство начала XX века, К. Дебюсси, М. Равель, пастораль, детские балеты, француз-
ский музыкальный театр.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Debyussi K. A. Stat’i. Retsenzii. Besedy [Debussy C. A. Articles. Reviews. Interviews]. Translation and Comments by A. Bushen; Edited and with an Introductory Article by Yu. Kremlev. Moscow; Leningrad: Muzyka, 1964. 280 p.
3. Yermakov A. A. Zhanrovye osobennosti detskoy opery dlya lyubitel’skogo teatra: na primere tvorchestva ural’skikh kompozitorov: dis. … kand. iskusstvovedeniya [Genre Features of Children’s Opera for Amateur Theater: on the Example of Musical Works by Composers of the Urals: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Ekaterinburg, 2012. 182 p.
4. Zharkova V. B. Progulki v muzykal’nom mire Morisa Ravelya (v poiskakh smysla poslaniya Mastera): monografiya [Promenades in the Musical World of Maurice Ravel (in Search of the Sense of the Master’s Message): Monographic Work]. Kiev: Avtograf, 2009. 528 p.
5. Zavarova A. V. Mif o detstve. Osmyslenie detstva v iskusstve kontsa XIX – nachala XX vekov [The Myth about Childhood. Interpretation of Childhood in the Art of the Late 19th and Early 20th Centuries]. Detskaya literatura [Children’s Literature]. 1994. No. 3, pp. 71–74.
6. Korobova A. G. Pastoral’ v muzyke evropeyskoy traditsii: k teorii i istorii zhanra. Issledovanie [The Pastoral in Music of the European Tradition: Concerning the Theory and the History of the Genre: Research]. Urals State M. P. Mussorgsky Conservatory. Ekaterinburg, 2007. 656 p.
7. Korobova A. G. Sud’ba fenomena i ponyatiya «zhanr» v muzykal’noy kul’ture noveyshego vremeni [The Destiny of the Phenomenon and the Concept of “Genre” in the Musical Culture of Contemporary Times]. Problemy muzykal’noj nauki [Music Scholarship]. 2013. No. 1, pp. 233–237.
8. Romanova L. V. Traditsii bidermayera v otechestvennom detskom fortepiannom al’bome [The Traditions of Biedermeier in the Children’s Album for Piano in Russia]. Problemy muzykal’noj nauki [Music Scholarship]. 2015. No. 4, pp. 155–163. DOI: 10.17674/1997-0854.2015.4.155-163.
9. Smirnov V. V. Moris Ravel’ i ego tvorchestvo: monografiya [Maurice Ravel and his Oeuvres: Monographic Work]. Leningrad: Muzyka, 1981. 224 p.
10. Chesterton G. K. V zashchitu farforovykh pastushek [In Defense of Porcelain Shepherdesses]. Samosoznanie kul’tury i iskusstva XX veka. Mysliteli i pisateli Zapada o meste kul’tury v sovremennom obshchestve [The Consciousness of 20th Century Culture and Art. Thinkers and Writers of the West about the Position of Culture in Modern Society]. Moscow, 1991. 366 p.
11. Epshteyn M. Obrazy detstva [Images of Childhood]. Epshteyn M., Yukina E. Novyy mir [New World]. 1979. No. 12, pp. 242–257.
12. Christiaens J. Ravel ontrafeld: Leven en werk van Maurice Ravel. Leuven: Lipsius Leuven, Leuven University Press, 2015. 120 р.
13. Fillerup J. Ravel and Robert-Houdin, Magicians. 19th-Century Music. 2013. No. 2, pp. 130–158.
14. Kaminsky P. Unmasking Ravel: New Perspectives on the Music. Vol. 84. Rochester, New York: University of Rochester Press, Boydell and Brewer, 2011. 352 р.
15. Kelly B. L. Music and Ultra-Modernism in France: A Fragile Consensus, 1913–1939: Music in Society and Culture. Woodbridge, Suffolk: Boydell and Brewer, Boydell Press, 2013. 269 р.
16. Morrison S. Debussy’s Toy Storie. The Journal of Musicology. 2013. No. 3, pp. 424–459.