Пасторальные образы в детских балетах Дебюсси и Равеля

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Oksana A. Gagarina

Аннотация

Во французском балетном театре первых десятилетий ХХ века наблюдалась неожиданная актуализация
пасторальной тематики. Нередко пасторальный идеал музыкального театра возрождался в образе детства.
Соприкосновение детской и пасторальной тематики в искусстве – явление далеко не новое. Культ просто-
ты и наивности составляют одну из основ пасторального миросозерцания. Специфическим претворением
пасторальных образов начала XX века становятся театральные сочинения для детской аудитории – бале-
ты К. Дебюсси «Ящик с игрушками» (1913) и М. Равеля «Дитя и волшебство» (1925), где пасторальная
модель присутствует на уровне сюжета. Пасторальные образы балетов Дебюсси и Равеля приобретают
многозначный, разноплановый смысл. Так, пасторальная сцена из «Ящика с игрушками» К. Дебюсси – это
и остроумная игра с традицией, театральными клише, и вместе с тем, отражение новой картины мира пред-
военной Европы, спроецированной художником на мир детского сознания. Пасторальная сцена лирической
фантазии «Дитя и волшебство» М. Равеля представляет стилизованный образ прошлого (индивидуального
или общечеловеческого), выступая одним из мотивов исповеди художника, высказанной от лица ребёнка.
«Детские» интерпретации пасторального мифа во французском балетном театре связаны с общекультурной
тенденцией времени – восприятием пасторали как Золотого века, к архетипу которого апеллирует и образ
детства.

Ключевые слова: искусство начала XX века, К. Дебюсси, М. Равель, пастораль, детские балеты, француз-
ский музыкальный театр.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Gagarina, O. A. (2017). Пасторальные образы в детских балетах Дебюсси и Равеля. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (2), 42–50. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2017.2.042-050
Раздел
Музыка в системе культуры
Биография автора

Oksana A. Gagarina, Уральская государственная консерватория им. М. П. Мусоргского

Гагарина Оксана Александровна, соискатель кафедры теории музыки

Библиографические ссылки

1. Gagarina O. A. Frantsuzskiy baletnyy teatr nachala XX veka: na puti k novomu sintezu [The French Ballet Theater of the Early 20th Century: On the Path Towards a New Synthesis]. Problemy muzykal’noj nauki [Music Scholarship]. 2014. № 1, pp. 39–45.
2. Debyussi K. A. Stat’i. Retsenzii. Besedy [Debussy C. A. Articles. Reviews. Interviews]. Translation and Comments by A. Bushen; Edited and with an Introductory Article by Yu. Kremlev. Moscow; Leningrad: Muzyka, 1964. 280 p.
3. Yermakov A. A. Zhanrovye osobennosti detskoy opery dlya lyubitel’skogo teatra: na primere tvorchestva ural’skikh kompozitorov: dis. … kand. iskusstvovedeniya [Genre Features of Children’s Opera for Amateur Theater: on the Example of Musical Works by Composers of the Urals: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Ekaterinburg, 2012. 182 p.
4. Zharkova V. B. Progulki v muzykal’nom mire Morisa Ravelya (v poiskakh smysla poslaniya Mastera): monografiya [Promenades in the Musical World of Maurice Ravel (in Search of the Sense of the Master’s Message): Monographic Work]. Kiev: Avtograf, 2009. 528 p.
5. Zavarova A. V. Mif o detstve. Osmyslenie detstva v iskusstve kontsa XIX – nachala XX vekov [The Myth about Childhood. Interpretation of Childhood in the Art of the Late 19th and Early 20th Centuries]. Detskaya literatura [Children’s Literature]. 1994. No. 3, pp. 71–74.
6. Korobova A. G. Pastoral’ v muzyke evropeyskoy traditsii: k teorii i istorii zhanra. Issledovanie [The Pastoral in Music of the European Tradition: Concerning the Theory and the History of the Genre: Research]. Urals State M. P. Mussorgsky Conservatory. Ekaterinburg, 2007. 656 p.
7. Korobova A. G. Sud’ba fenomena i ponyatiya «zhanr» v muzykal’noy kul’ture noveyshego vremeni [The Destiny of the Phenomenon and the Concept of “Genre” in the Musical Culture of Contemporary Times]. Problemy muzykal’noj nauki [Music Scholarship]. 2013. No. 1, pp. 233–237.
8. Romanova L. V. Traditsii bidermayera v otechestvennom detskom fortepiannom al’bome [The Traditions of Biedermeier in the Children’s Album for Piano in Russia]. Problemy muzykal’noj nauki [Music Scholarship]. 2015. No. 4, pp. 155–163. DOI: 10.17674/1997-0854.2015.4.155-163.
9. Smirnov V. V. Moris Ravel’ i ego tvorchestvo: monografiya [Maurice Ravel and his Oeuvres: Monographic Work]. Leningrad: Muzyka, 1981. 224 p.
10. Chesterton G. K. V zashchitu farforovykh pastushek [In Defense of Porcelain Shepherdesses]. Samosoznanie kul’tury i iskusstva XX veka. Mysliteli i pisateli Zapada o meste kul’tury v sovremennom obshchestve [The Consciousness of 20th Century Culture and Art. Thinkers and Writers of the West about the Position of Culture in Modern Society]. Moscow, 1991. 366 p.
11. Epshteyn M. Obrazy detstva [Images of Childhood]. Epshteyn M., Yukina E. Novyy mir [New World]. 1979. No. 12, pp. 242–257.
12. Christiaens J. Ravel ontrafeld: Leven en werk van Maurice Ravel. Leuven: Lipsius Leuven, Leuven University Press, 2015. 120 р.
13. Fillerup J. Ravel and Robert-Houdin, Magicians. 19th-Century Music. 2013. No. 2, pp. 130–158.
14. Kaminsky P. Unmasking Ravel: New Perspectives on the Music. Vol. 84. Rochester, New York: University of Rochester Press, Boydell and Brewer, 2011. 352 р.
15. Kelly B. L. Music and Ultra-Modernism in France: A Fragile Consensus, 1913–1939: Music in Society and Culture. Woodbridge, Suffolk: Boydell and Brewer, Boydell Press, 2013. 269 р.
16. Morrison S. Debussy’s Toy Storie. The Journal of Musicology. 2013. No. 3, pp. 424–459.