Проект «Т|А»: дуэт человека и компьютера
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Цель проекта «Т|А» – исследовать потенциал компьютерной системы как «виртуального» музыканта-ис-
полнителя («агента»), её возможности в создании и трансформации музыкального материала в художествен-
ных и процессуальных условиях, строящихся на перцепции и анализе звукового воплощения творческого
замысла и внешнем выражении эмоций человека – «реального» исполнителя. Специально созданное для
проекта программное обеспечение позволяет реализовать интерактивный дуэт «реального» и «виртуально-
го» музыкантов, где последний воспринимает звучание партии исполнителя-человека и, используя генетиче-
ский алгоритм, складывает в звуковой «ландшафт» собственной музыкальной партии. «Реальный» музыкант
управляет процессом исполнения «агента» при помощи изменения выражаемых лицом эмоций. Каждая смена
эмоционального состояния находит отражение в корректировке тембровых и реверберационных характери-
стик используемых компьютерной системой звуковых элементов и трансформации звучания всей «виртуаль-
ной» партии. Основываясь на научных трудах об особенностях корреляции звуков определённой высоты и/
или тембра и вызываемых ими эмоциональных состояний, а также проведённых непосредственно в рамках
проекта слуховых тестах, в статье приводится структура соотношения ключевых эмоций с частотными и про-
странственными параметрами звучания. На примере двух музыкальных композиций в работе даётся описание
алгоритмических и творческих человеко-машинных процессов, а также обсуждаются проблемы и перспективы
подобного интерактивного ансамбля.
Ключевые слова: человеко-машинное взаимодействие, распознавание эмоций, генетический алгоритм, интерактивная музыка.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.

Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Krasnoskulov A. V. Evolyutsionnoe modelirovanie muzyki: printsipy, podkhody, problemy [The Evolutional Modeling of Music: Principles, Approaches, Issues]. Yuzhno-Rossiyskiy muzykal’nyy al’manakh [South-Russian Musical Anthology]. 2016. No. 1 (22), pp. 24–30.
3. Krasnoskulov A. V. Evolyutsionnye vychisleniya v interaktivnoy muzyke [Evolutionary Computations in Interactive Music]. Vestnik muzykal’noy nauki [Herald of Musical Scholarship]. 2016. No. 2 (12), pp. 54–59.
4. Chau C. J., Mo R., Horner A. The Correspondence of Music Emotion and Timbre in Sustained Musical Instrument Sounds. Journal of the Audio Engineering Society. 2014. Vol. 62, no. 10, pp. 663–675.
5. Chau C. J., Mo R., Horner A. The Emotional Characteristics of Piano Sounds with Different Pitch and Dynamics. Journal of the Audio Engineering Society. 2016. Vol. 64, no. 11, pp. 918–932.
6. Chau C. J., Wu B., Horner A. Timbre Features and Music Emotion in Plucked String, Mallet Percussion, and Keyboard Tones. Proceedings of the 40th International Computer Music Conference (ICMC). Michigan, 2014, pp. 982–989.
7. Evolutionary Computer Music. Miranda, Eduardo Reck; Biles, John Al (Eds.) London: Springer, 2007. 249 p.
8. Mo R., Wu B., Horner A. The Effects of Reverberation on the Emotional Characteristics of Musical Instruments. Journal of the Audio Engineering Society. 2015. Vol. 63, no. 12, pp. 966–979.
9. Winters R. M., Hattwick I., Wanderley M. M. Emotional Data in Music Performance: Two Audio Environments for the Emotional Imaging Composer. Proceedings of the 3rd International Conference on Music & Emotion (ICME 3). Jyväskylä, Finland, 11th–15th June 2013. URL: https://jyx.jyu.fi/dspace/bitstream/handle/123456789/41617/R.%20Michael%20Winters%20-%20Emotional%20Data%20in%20Music%20Performance%20-%20Two%20Audio%20Environments%20for%20the%20Emotional%20Imaging%20Composer.pdf?sequence=1.
10. Wu B., Horner A., Lee C. Musical Timbre and Emotion: The Identification of Salient Timbral Features in Sustained Musical Instrument Tones Equalized in Attack Time and Spectral Centroid. Proceedings of the 40th International Computer Music Conference (ICMC). Michigan, 2014, pp. 928–934.