К проблеме изучения системных свойств категории пространства в музыке

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Svetlana A. Mozgot

Аннотация

Категория пространства – сложнейшая философская универсалия, исследуемая физиками, философами, эсте-
тиками, лингвистами и литературоведами. Включение автором статьи системного подхода обусловило созна-
тельный отказ от рассмотрения пространственных подсистем в их привычной последовательности – реальное,
перцептуальное, концептуальное пространства, поскольку такая последовательность, по его мнению, проти-
воречит действительному существованию и функционированию этой категории в современной музыке. Так,
реальное пространство раскрывается через музыкальную поэтику конструкций различных концертных залов
мира в соотношении с уникальными композициями современной музыки П. Булеза, М. Бэббитта, Э. Карте-
ра, К. Штокхаузена. Аналогии между архитектурными и музыкальными структурами позволили предполо-
жить о взаимосвязи формы произведений искусства с установками общественного сознания и симультанности
существования реального и концептуального пространства в музыке. В непосредственной связи с реальным
пространством находятся акустическое и перцептуальное пространства. Во второй половине ХХ века акусти-
ками была установлена тесная взаимосвязь между объективными физическими, акустическими параметра-
ми помещений концертных залов и субъективными критериями восприятия. Тем самым функциональность
акустического пространства обусловливается неаддитивным принципом взаимосвязи с перцептуальным про-
странством, когда показатели одной динамической системы влияют на такую же сложную, открытую и дина-
мическую систему и на выходе могут значительно изменить и улучшить её параметры. Поэтому поиск новых
стратегий исследования категории пространства в музыке поможет обнаружить множество других имманент-
ных для подсистем закономерностей и установить специфику их взаимосвязи друг с другом.

Ключевые слова: категория пространства в музыке, реальное, перцептуальное, концептуальное простран-
ства, музыка и архитектура, концертные залы мира.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Mozgot, S. A. (2017). К проблеме изучения системных свойств категории пространства в музыке. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (1), 39–45. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2017.1.039-045
Раздел
Музыка в системе культуры
Биография автора

Svetlana A. Mozgot, Институт искусств Адыгейского государственного университета

Мозгот Светлана Анатольевна – 
кандидат искусствоведения,
доцент кафедры теории,
истории музыки и методики
музыкального воспитания

Библиографические ссылки

1. Batovrin V. K. Sistemnaya i programmnaya inzheneriya [Systemic and Programmatic Engineering]. Moscow: DMK Press, 2010. 280 p.
2. Bertalanfi L. von. Istoriya i status obshchey teorii sistem [History and Status of the General Theory of Systems]. Sistemnye issledovaniya. Metodologicheskie problemy [Systemic Research. Methodological Issues]. Moscow, 1973, pp. 20–37.
3. Emel’yanov E. D. Zvukofikatsiya teatrov i kontsertnykh zalov [Provision of Sound-Reinforcement Equipment to Theaters and Concert Halls]. Moscow: Iskusstvo, 1989. 272 p.
4. Kazantseva L. P. Obrazno-khudozhestvennyy mir M. K. Chyurlyonisa [The Artistic Image-Related World of Mykolas Konstantinas Ciurlionis]. Muzykalnoe soderzhanie: puti issledovaniya [Musical Content: Paths of Research]. Astrakhan, 2016, pp. 120–143.
5. Losev A. F. Samoye samo: sochineniya [The Thing by Itself: Works]. Moscow: Eksmo-Press, 1999. 1024 p.
6. Makrinenko L. I. Akustika pomeshcheniy obshchestvennykh zdaniy [The Acoustics of the Premises of Public Buildings]. Moscow: Stroyizdat, 1986. 173 p.
7. Mikhalchenkova-Spirina E. M. Simfonicheskaya dramaturgiya Gii Kancheli [The Symphonic Dramaturgy of Giya Kancheli]. Moscow; Bourdeaux: Muzyka, 1997. 202 p.
8. Negus K., Pickering M. Kreativnost’. Kommunikatsiya i kulturnye tsennosti [Creativity. Communication and Cultural Values]. Kharkiv: Gumanitarnyy tsentr, 2011. 300 p.
9. Obrist Kh. Kratkaya istoriya novoy muzyki [A Concise History of New Music]. Moscow: Ad Marginem Press, 2015. 215 p.
10. Orlov G. A. Drevo muzyki [The Tree of Music]. St. Petersburg: Kompozitor, 2005. 440 p.
11. Pankevich G. I. Problema analiza prostranstvenno-vremennoy organizatsii muzyki [The Issue of Analysis of the Spatial-Temporal Organization of Music]. Muzykal’noe iskusstvo i nauka [The Art of Music and Scholarship]. Issue 3. Moscow, 1978, pp.124–145.
12. Ritm, prostranstvo i vremya v literature i iskusstve [Rhythm, Space and Time in Literature and Art]. Ed. by B. F. Egorov. Leningrad: Nauka, 1974. 299 p.
13. Shelling F. Filosofiya iskusstva [Schelling F. The Philosophy of Art]. Moscow: Mysl’, 1966. 496 p.
14. Ensar F., Sallabaş M. Understanding Scientific Texts: From Structure to Process and General Culture. The International Journal of Environmental and Science Education. Vol. 11. Issue 1. 2016, pp. 29–34.
15. Kazantseva L. P. Composer’s Reflection in His Music. Music Science Today: the Permanent and the Changeable. Daugavpils: Saule, 2012, pp. 9–10.
16. Mozgot V., Khunagov R., Mozgot S. Structure and Functions of Mental Attitude in the Formation of the Value System of the Professional Musician. Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Vol. 6, No. 5 (S1), pp. 488–493.
17. Mozgot S., Mozgot V. Social Space and Its Varieties in Music: to the Problem of Archetypes. Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Vol. 6, No. 5 (S1), pp. 553–559.
18. Ravet H. Negotiated authority, shared creativity: Cooperation models among conductors and performers. Musical Scientiae. 2016. Vol. 20 (3), pp. 287–303.