К проблеме изучения системных свойств категории пространства в музыке
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Категория пространства – сложнейшая философская универсалия, исследуемая физиками, философами, эсте-
тиками, лингвистами и литературоведами. Включение автором статьи системного подхода обусловило созна-
тельный отказ от рассмотрения пространственных подсистем в их привычной последовательности – реальное,
перцептуальное, концептуальное пространства, поскольку такая последовательность, по его мнению, проти-
воречит действительному существованию и функционированию этой категории в современной музыке. Так,
реальное пространство раскрывается через музыкальную поэтику конструкций различных концертных залов
мира в соотношении с уникальными композициями современной музыки П. Булеза, М. Бэббитта, Э. Карте-
ра, К. Штокхаузена. Аналогии между архитектурными и музыкальными структурами позволили предполо-
жить о взаимосвязи формы произведений искусства с установками общественного сознания и симультанности
существования реального и концептуального пространства в музыке. В непосредственной связи с реальным
пространством находятся акустическое и перцептуальное пространства. Во второй половине ХХ века акусти-
ками была установлена тесная взаимосвязь между объективными физическими, акустическими параметра-
ми помещений концертных залов и субъективными критериями восприятия. Тем самым функциональность
акустического пространства обусловливается неаддитивным принципом взаимосвязи с перцептуальным про-
странством, когда показатели одной динамической системы влияют на такую же сложную, открытую и дина-
мическую систему и на выходе могут значительно изменить и улучшить её параметры. Поэтому поиск новых
стратегий исследования категории пространства в музыке поможет обнаружить множество других имманент-
ных для подсистем закономерностей и установить специфику их взаимосвязи друг с другом.
Ключевые слова: категория пространства в музыке, реальное, перцептуальное, концептуальное простран-
ства, музыка и архитектура, концертные залы мира.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Bertalanfi L. von. Istoriya i status obshchey teorii sistem [History and Status of the General Theory of Systems]. Sistemnye issledovaniya. Metodologicheskie problemy [Systemic Research. Methodological Issues]. Moscow, 1973, pp. 20–37.
3. Emel’yanov E. D. Zvukofikatsiya teatrov i kontsertnykh zalov [Provision of Sound-Reinforcement Equipment to Theaters and Concert Halls]. Moscow: Iskusstvo, 1989. 272 p.
4. Kazantseva L. P. Obrazno-khudozhestvennyy mir M. K. Chyurlyonisa [The Artistic Image-Related World of Mykolas Konstantinas Ciurlionis]. Muzykalnoe soderzhanie: puti issledovaniya [Musical Content: Paths of Research]. Astrakhan, 2016, pp. 120–143.
5. Losev A. F. Samoye samo: sochineniya [The Thing by Itself: Works]. Moscow: Eksmo-Press, 1999. 1024 p.
6. Makrinenko L. I. Akustika pomeshcheniy obshchestvennykh zdaniy [The Acoustics of the Premises of Public Buildings]. Moscow: Stroyizdat, 1986. 173 p.
7. Mikhalchenkova-Spirina E. M. Simfonicheskaya dramaturgiya Gii Kancheli [The Symphonic Dramaturgy of Giya Kancheli]. Moscow; Bourdeaux: Muzyka, 1997. 202 p.
8. Negus K., Pickering M. Kreativnost’. Kommunikatsiya i kulturnye tsennosti [Creativity. Communication and Cultural Values]. Kharkiv: Gumanitarnyy tsentr, 2011. 300 p.
9. Obrist Kh. Kratkaya istoriya novoy muzyki [A Concise History of New Music]. Moscow: Ad Marginem Press, 2015. 215 p.
10. Orlov G. A. Drevo muzyki [The Tree of Music]. St. Petersburg: Kompozitor, 2005. 440 p.
11. Pankevich G. I. Problema analiza prostranstvenno-vremennoy organizatsii muzyki [The Issue of Analysis of the Spatial-Temporal Organization of Music]. Muzykal’noe iskusstvo i nauka [The Art of Music and Scholarship]. Issue 3. Moscow, 1978, pp.124–145.
12. Ritm, prostranstvo i vremya v literature i iskusstve [Rhythm, Space and Time in Literature and Art]. Ed. by B. F. Egorov. Leningrad: Nauka, 1974. 299 p.
13. Shelling F. Filosofiya iskusstva [Schelling F. The Philosophy of Art]. Moscow: Mysl’, 1966. 496 p.
14. Ensar F., Sallabaş M. Understanding Scientific Texts: From Structure to Process and General Culture. The International Journal of Environmental and Science Education. Vol. 11. Issue 1. 2016, pp. 29–34.
15. Kazantseva L. P. Composer’s Reflection in His Music. Music Science Today: the Permanent and the Changeable. Daugavpils: Saule, 2012, pp. 9–10.
16. Mozgot V., Khunagov R., Mozgot S. Structure and Functions of Mental Attitude in the Formation of the Value System of the Professional Musician. Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Vol. 6, No. 5 (S1), pp. 488–493.
17. Mozgot S., Mozgot V. Social Space and Its Varieties in Music: to the Problem of Archetypes. Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Vol. 6, No. 5 (S1), pp. 553–559.
18. Ravet H. Negotiated authority, shared creativity: Cooperation models among conductors and performers. Musical Scientiae. 2016. Vol. 20 (3), pp. 287–303.