Концептуальное пространство в музыке композиторов ХХ века

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Svetlana A. Mozgot

Аннотация

Автор анализирует более 50 произведений композиторов
ХХ века – С. Губайдулиной, Г. Канчели, Д. Лигети, К. Пендерецкого
и др. Цель работы – исследовать концептуальное
пространство в композициях ХХ века и его составляющие
концепты. выделяются четыре ведущих концепта: «природа
– человек – цивилизация»; «виртуальные вселенные»; «внутреннее
пространство человека – социальное пространство»;
«жизнь на Земле после гибели человечества». Методы музыковедческого
анализа, герменевтики показали, что концептуальное
пространство в музыке композиторов ХХ века предстаёт
смысловой системой глобального обобщения. Делается
вывод, что концепт в этой системе представлен в виде: 1) динамической
структуры – комплекса явных и неявных смысловых
интенций, направленных на раскрытие эстетических
тем, тревожащих человека; 2) статической структуры – архетипического
события (ритуала оплакивания, переломного
события в жизни человека), хранящего в себе культурно-социальный
опыт человечества.


Ключевые слова: категория пространства, концептуальное
пространство, концепт, эстетическая тема, содержание
музыкального произведения

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Mozgot, S. A. (2014). Концептуальное пространство в музыке композиторов ХХ века. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (4), 20–24. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/56
Раздел
Художественный мир музыкального произведения
Биография автора

Svetlana A. Mozgot, Институт искусств Адыгейского государственного университета

Светлана Анатольевна Мозгот – кандидат искусствоведения,
доцент кафедры теории, истории музыки и методики
музыкального воспитания

Библиографические ссылки

1. Andrushchak T. S. Memorial’nost’ v otechestvennoy muzyke posledney treti 20 veka (k issledovaniyu fenomena): avtoref. dis. … kand. iskusstvovedeniya [Memorial Genres in Russian Music in the Last Third of the 20th Century (a Study of the Phenomenon): Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Saratov, 2008. 23 p.
2. Bolotnova N. S. Filologicheskiy analiz teksta: ucheb. posobie [Philological Analysis of the Text: Study Manual].Moscow: Flinta: Nauka, 2007. 520 p.
3. Korolevskaya N.V. O tekstotsentricheskoy funktsii kontsepta: smysloobrazovanie v tsiklicheskoy vokal’noy kompozitsii [On the Text-Centric Function of Concept: Meaning Formation in Composition of Vocal Cycles]. Muzykal’noe soderzhanie: puti issledovaniya [Musical Content: Paths of Exploration]. Maykop: Magarin O. G., 2012. 199 p.
4. Frank S. L. Nepostizhimoe [The Unfathomable]. Izbrannye proizvedeniya [Selected Works]. Moscow: Pravda, 1990. 426 p.
5. Ihde D. Listening and voice: a phenomenology of sound. State University of NewYork Press, Albany. 2007. 204 p.
6. Harley M. Space and Spatialization in Contemporary Music: History and Analysis Ideas and Implementations: Ph. D. Dissertation. McGill University. School of Music. Montreal, Quebec. Canada, 1994. 345 p.