«Интонационные словари» как проблема музыкальной науки

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Galina R. Tarayeva

Аннотация

В статье рассматривается возможность составления «словарей» как проблема музыкальной семантики. Методологическую сложность автор видит в определении семантической единицы музыкального языка, в смешении понятий «значение» и «смысл», допускаемые в практике анализа, а также в недооценке слуха музыканта (механизма оперативной памяти). Формирование слухового багажа значений в статье представлено как процесс переноса в долговременную память алгоритмов музыкально-смысловых фигур. Мотив как смыслообразующая единица рассматривается в связи со сложившейся в эпоху барокко-классицизма культурой артикуляции инструментального текста, соответственно логике членения вокальной музыки на оригинальных национальных языках.

Ключевые слова: интонационный словарь, музыкальная семантика, семантическая единица, музыкальный смысл, музыкальные значения

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Tarayeva, G. R. (2009). «Интонационные словари» как проблема музыкальной науки. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, 5(2), 169–174. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/665
Раздел
Поэтика и семантика музыкального текста
Биография автора

Galina R. Tarayeva, Ростовская государственная консерватория (академия) им. С. В. Рахманинова

Тараева Галина Рубеновна – 
кандидат искусствоведения, профессор,
зав. кафедрой инновационной педагогики

Библиографические ссылки

1. Alekseeva I. Tematizm basso-ostinatnykh zhanrov v instrumental'noy muzyke zapadnoevropeyskogo barokko: issledovanie. — Ufa: Laboratoriya muzykal'noy semantiki UGAI, 2005.
2. Aranovskiy M. Muzykal'nyy tekst. Struktura i svoystva. — M.: Kompozitor, 1998.
3. Asaf'ev B. Muzykal'naya forma kak protsess. — L., Muzyka, 1971.
4. Asfand'yarova A. Intonatsionnaya leksika obrazov pastorali v tematizme fortepiannykh sonat Y. Gaydna: issledovanie. — Ufa: Laboratoriya muzykal'noy semantiki UGAI im. Zagira Ismagilova, 2007.
5. Vodolazhskaya V. V. Kachalov v Kislovodske // Stavropol'skaya pravda. — 2002. — 9 noyabrya.
6. Gordeeva E. Muzykal'naya leksikografiya stsen i obrazov muzitsirovaniya v klavirnykh p'esakh «Frantsuzskikh syuit» I.-S. Bakha // Problemy muzykal'noj nauki. — 2008. — № 1(2). — S. 198-202.
7. Denisov A. Muzykal'nyy yazyk: struktura i funktsii. — SPb.: Nauka, 2003.
8. Zhinkin N. Rech' kak provodnik informatsii. — M., 1982.
9. Kazantseva L., Kholopova V. Tayny soderzhaniya muzyki v rossiyskoy pedagogike // Problemy muzykal'noj nauki. — 2009. — № 1 (4). — S. 22–28.
10. Kon Yu. K voprosu o ponyatii «muzykal'nyy yazyk» // Ot Lyulli do nashikh dney. — M.: Muzyka, 1967.
11. Mazel' L. Voprosy analiza muzyki. — M.: Sov. kompozitor, 1979.
12. Medushevskiy V. O zakonomernostyakh i sredstvakh vozdeystviya muzyki. — M.: Muzyka, 1976.
13. Muzykal'naya estetika Zapadnoy Evropy XVII-XVIII vekov / sost. V. Shestakov. — M., 1972.
14. Nazaykinskiy E. Zvukovoy mir muzyki. — M.: Muzyka, 1998.
15. Rollan R. Muzykal'no-istoricheskoe nasledie. Vyp. 3. — M.: Muzyka, 1988.
16. Sokhor A. Muzyka kak vid iskusstva // Voprosy sotsiologii i estetiki muzyki. — L.: Sov. kompozitor, 1981.
17. Starcheus M. Slukh muzykanta. — M., 2003.
18. Taraeva G. Teoriya analiza interpretatsii: sovremennye podkhody // Muzykal'noe obrazovanie i vospitanie v Rossii, stranakh SNG i Evropy v XXI veke. Sostoyanie i perspektivy. — SPb., 2008.
19. Chigareva E. Opery Motsarta v kontekste kul'tury ego vremeni. — M., 2001.
20. Shaymukhametova L. Migriruyushchaya intonatsionnaya formula i semanticheskiy kontekst muzykal'noy temy. — M., 1999.
21. Shaymukhametova L. Semanticheskiy analiz muzykal'nogo teksta (o razrabotkakh problemnoy nauchno-issledovatel'skoy Laboratorii muzykal'noy semantiki) // Problemy muzykal'noj nauki. — 2007. — № 1. — S. 31–43.
22. Cooke D. The Language of Music. — London: Oxford University Press, 1960.