Трансформация ключевых концептов в русской церковно-певческой практике второй половины XVII – начала XIX веков
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
В статье рассматривается проблема смены культурной парадигмы
в российской истории середины XVII – начала XIX веков.
на примере музыкальной культуры показано, как смена
культурной парадигмы сопровождается процессом секуляризации
и европеизации церковного пения, с одной стороны, и
сакрализации элементов светской музыки, с другой. Даётся
анализ трансформации основных стилевых параметров богослужебного
пения. Утверждение партесного стиля приводит
к обновлению жанровой системы (кант и концерт) и музыкальной
лексики, смене линейного принципа организации
знаменной композиции вертикальным и, главное, изменению
типа музыкального мышления, связанного с дискретностью
и контрастностью изложения музыкального материала. Анализируется
расширение интерпретации понятия «музыка»,
акцентирующее эстетический аспект, а также коренное обновление
репертуара богослужебного пения, отражающего
происходящие процессы. Богослужебное пение второй половины
XVII–XIX веков свидетельствует о коренной перестройке,
направленной на освоение стилевых закономерностей
западноевропейского музыкального искусства.
Ключевые слова: русское богослужебное пение XVII–
XIX веков, секуляризация, европеизация
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Zhivov V. M. Religioznaya reforma i individual’noe nachalo v russkoy literature XVII veka [Religious Reform and The Individualistic Element in 17th Century Russian Literature]. Zhivov V. M. Razyskaniya v oblasti istorii i predystorii russkoy kul’tury: sb. st. [Research in the Field of the History and Prehistoryof Russian Culture: Compilation of Articles]. Moscow, 2002, pp. 319–343.
3. Martynov V. I. Istoriya bogosluzhebnogo peniya: ucheb. posobie [The History of Church Service Singing: A Tutorial Manual]. Moscow: Federal’nye arkhivy: Russkie ogni [Federal Archives: Russian Lights], 1994. 240 p.
4. Panchenko A. M. O russkoy istorii i kul’ture [On Russian History and Culture]. St. Petersburg: Azbuka, 2000. 464 p.
5. Polozova I. V. Obnovlenie tserkovnopevcheskoy praktiki v staroobryadcheskikh obshchinakh saratovskoy regional’noy traditsii XVIII – nachala XX vv. [The Renewal of the Church Singing Practice in the OldBelievers’ Communities of the Saratov Region from the 18th To the Early 20th Century]. Muzykovedenie [Musicology]. 2009, no. 4, pp. 31–35.
6. Polozova I. V. Russkaya tserkovnopevcheskaya praktika XVII veka i peresmotr ee klyuchevykh kontseptov v protsesse istoricheskogo razvitiya [The Practice of 17th Century Russian Church Singing and the Reconsideration of Its Key Concepts in the Course of Historical Development]. Traditsii i novatorstvo v kul’ture i iskusstve: svyaz’ vremen: sb. st. po materialam II Vseros. nauch.-prakt. konf. 21 marta 2014 g. [Traditions and Innovations in Culture and Art: the Connection Between the Eras: Compilation of Articles and Presentations from the Russian ScholarlyPractical Conference on March 21 2014]. Astrakhan, 2014, pp. 23–26.
7. Protopopov Vl. V. Russkaya mysl’ o muzyke v XVII veke [Russian Thought on Music in the 17th Century]. Moscow: Muzyka Press, 1989. 96 p.
8. Ramazanova N. V. Moskovskoe tsarstvo v tserkovnopevcheskom iskusstve (na materiale rukopisey XVI–XVII vv.): avtoref. dis. ... d-ra iskusstvovedeniya [The Moscow Tsardom in the Culture of Church Singing (On the Materials of 16th and 17th Century Manuscripts): Thesis of Dissertation for the Degree of Doctor of Arts]. Moscow, 2004. 40 p.
9. Ramazanova N.V. Moskovskoe tsarstvo v tserkovnopevcheskom iskusstve XVI–XVII vekov [The Moscow Tsardom in the Culture of Church Singing]. St. Petersburg: Dmitry Bulanin, 2004. 468 p.
10. Saratovskie Eparkhial’nye Vedomosti [The Saratov Eparchial Bulletin]. 1887, no. 1, pp. 20–23.
11. Smolensky S. V. Obzor istoricheskikh kontsertov Sinodal’nogo uchilishcha tserkovnogo peniya v 1895 godu [Overview of the Historical Concerts of the Synod College of Church Singing in 1895]. Russkaya dukhovnaya muzyka v dokumentakh i materialakh. T. 2: Sinodal’nyy khor i uchilishche tserkovnogo peniya: Issledovaniya. Dokumenty. Periodika. Kn. 1 [Russian Sacred Music in Documents and Materials. Vol. 2: The Synod Choir and College for Church Singing: Research. Documents. Periodicals. Book 1]. Mosco,w 2002, pp. 197–217.
12. Chudinova I. A. Topograiya tserkovno-muzykal’noy kul’tury Peterburga 18 v.: avtoref. dis. ... kand. Iskusstvovedeniya [The Topography of the Culture of Church Music in Saint Petersburg in the 18th Century: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate oAf rts]. St. Petersbugr, 1995. 33 p.