Трансформация ключевых концептов в русской церковно-певческой практике второй половины XVII – начала XIX веков

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Irina V. Polozova

Аннотация

В статье рассматривается проблема смены культурной парадигмы
в российской истории середины XVII – начала XIX веков.
на примере музыкальной культуры показано, как смена
культурной парадигмы сопровождается процессом секуляризации
и европеизации церковного пения, с одной стороны, и
сакрализации элементов светской музыки, с другой. Даётся
анализ трансформации основных стилевых параметров богослужебного
пения. Утверждение партесного стиля приводит
к обновлению жанровой системы (кант и концерт) и музыкальной
лексики, смене линейного принципа организации
знаменной композиции вертикальным и, главное, изменению
типа музыкального мышления, связанного с дискретностью
и контрастностью изложения музыкального материала. Анализируется
расширение интерпретации понятия «музыка»,
акцентирующее эстетический аспект, а также коренное обновление
репертуара богослужебного пения, отражающего
происходящие процессы. Богослужебное пение второй половины
XVII–XIX веков свидетельствует о коренной перестройке,
направленной на освоение стилевых закономерностей
западноевропейского музыкального искусства.

Ключевые слова: русское богослужебное пение XVII–
XIX веков, секуляризация, европеизация

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Polozova, I. V. (2014). Трансформация ключевых концептов в русской церковно-певческой практике второй половины XVII – начала XIX веков. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (4), 82–86. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/64
Раздел
Духовная музыка
Биография автора

Irina V. Polozova, Саратовская государственная консерватория им. Л. В. Собинова

Ирина Викторовна Полозова – доктор искусствоведения,
профессор кафедры истории музыки

Библиографические ссылки

1. Gardner I. A. Bogosluzhebnoe penie Russkoy Pravoslavnoy Tserkvi. T. 2: Istoriya [Church Singing of the Russian Orthodox Church. Vol. 2. History]. Moscow: Pravoslavnyy Svyato- Tikhonovskiy Bogoslovskiy Institut [The St. Tikhon Orthodox Christian Theological Institute], 2004. 530 p.
2. Zhivov V. M. Religioznaya reforma i individual’noe nachalo v russkoy literature XVII veka [Religious Reform and The Individualistic Element in 17th Century Russian Literature]. Zhivov V. M. Razyskaniya v oblasti istorii i predystorii russkoy kul’tury: sb. st. [Research in the Field of the History and Prehistoryof Russian Culture: Compilation of Articles]. Moscow, 2002, pp. 319–343.
3. Martynov V. I. Istoriya bogosluzhebnogo peniya: ucheb. posobie [The History of Church Service Singing: A Tutorial Manual]. Moscow: Federal’nye arkhivy: Russkie ogni [Federal Archives: Russian Lights], 1994. 240 p.
4. Panchenko A. M. O russkoy istorii i kul’ture [On Russian History and Culture]. St. Petersburg: Azbuka, 2000. 464 p.
5. Polozova I. V. Obnovlenie tserkovnopevcheskoy praktiki v staroobryadcheskikh obshchinakh saratovskoy regional’noy traditsii XVIII – nachala XX vv. [The Renewal of the Church Singing Practice in the OldBelievers’ Communities of the Saratov Region from the 18th To the Early 20th Century]. Muzykovedenie [Musicology]. 2009, no. 4, pp. 31–35.
6. Polozova I. V. Russkaya tserkovnopevcheskaya praktika XVII veka i peresmotr ee klyuchevykh kontseptov v protsesse istoricheskogo razvitiya [The Practice of 17th Century Russian Church Singing and the Reconsideration of Its Key Concepts in the Course of Historical Development]. Traditsii i novatorstvo v kul’ture i iskusstve: svyaz’ vremen: sb. st. po materialam II Vseros. nauch.-prakt. konf. 21 marta 2014 g. [Traditions and Innovations in Culture and Art: the Connection Between the Eras: Compilation of Articles and Presentations from the Russian ScholarlyPractical Conference on March 21 2014]. Astrakhan, 2014, pp. 23–26.
7. Protopopov Vl. V. Russkaya mysl’ o muzyke v XVII veke [Russian Thought on Music in the 17th Century]. Moscow: Muzyka Press, 1989. 96 p.
8. Ramazanova N. V. Moskovskoe tsarstvo v tserkovnopevcheskom iskusstve (na materiale rukopisey XVI–XVII vv.): avtoref. dis. ... d-ra iskusstvovedeniya [The Moscow Tsardom in the Culture of Church Singing (On the Materials of 16th and 17th Century Manuscripts): Thesis of Dissertation for the Degree of Doctor of Arts]. Moscow, 2004. 40 p.
9. Ramazanova N.V. Moskovskoe tsarstvo v tserkovnopevcheskom iskusstve XVI–XVII vekov [The Moscow Tsardom in the Culture of Church Singing]. St. Petersburg: Dmitry Bulanin, 2004. 468 p.
10. Saratovskie Eparkhial’nye Vedomosti [The Saratov Eparchial Bulletin]. 1887, no. 1, pp. 20–23.
11. Smolensky S. V. Obzor istoricheskikh kontsertov Sinodal’nogo uchilishcha tserkovnogo peniya v 1895 godu [Overview of the Historical Concerts of the Synod College of Church Singing in 1895]. Russkaya dukhovnaya muzyka v dokumentakh i materialakh. T. 2: Sinodal’nyy khor i uchilishche tserkovnogo peniya: Issledovaniya. Dokumenty. Periodika. Kn. 1 [Russian Sacred Music in Documents and Materials. Vol. 2: The Synod Choir and College for Church Singing: Research. Documents. Periodicals. Book 1]. Mosco,w 2002, pp. 197–217.
12. Chudinova I. A. Topograiya tserkovno-muzykal’noy kul’tury Peterburga 18 v.: avtoref. dis. ... kand. Iskusstvovedeniya [The Topography of the Culture of Church Music in Saint Petersburg in the 18th Century: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate oAf rts]. St. Petersbugr, 1995. 33 p.

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)