Музыкальная культура Саратова в первой четверти ХХ века и деятельность Фёдора Пальчинского

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Ирина В. Полозова

Аннотация

В центре внимания автора статьи – культурная практика Саратова, как один из релевантных примеров развития музыкального быта в российской провинции в первой четверти ХХ века. В работе показано, что Саратов к началу ХХ столетия был одним из крупных культурных центров со сложившимися традициями, в том числе и в области концертной практики. На примере творческой деятельности Фёдора Пальчинского – саратовского оперного режиссёра, организатора оперных трупп, музыкального критика и общественного деятеля показаны ведущие идеи в области музыкальной практики рассматриваемого времени, а именно: популяризация творчества отечественных композиторов; реализация дидактической функции музыкально-театрального искусства; ориентация на местные исполнительские силы и молодёжный состав исполнителей; стремление к высокому качеству исполнения; стремление придать музыкальному искусству общедоступный характер. На реализацию этих художественных установок были направлены основные творческие проекты Пальчинского: создание «Саратовско-Харьковской Русской оперы», «Товарищества Общедоступной оперы», «Передвижного театра», многочисленные рецензии в периодической печати, отражающие программу и уровень исполнительской практики. В статье показано, что идеи Пальчинского претерпевали корректировку, адаптировались, решая задачи своего времени. В его творческой жизни неуклонно развиваются тенденции демократизации музыкальной практики, просветительства, он ищет иные формы существования музыкального театра, обращаясь к эстетике «революционного театра», таким образом отвечая новым социальным задачам.


Ключевые слова: музыкальный театр, Саратов, Фёдор Пальчинский, музыкальная критика, русская опера.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Полозова, И. В. . (2020). Музыкальная культура Саратова в первой четверти ХХ века и деятельность Фёдора Пальчинского. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, 38(1), 140–150. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/1157
Раздел
Музыкальное краеведение
Биография автора

Ирина В. Полозова, Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова г. Саратов, Россия

Доктор искусствоведения, проректор по научной и международной деятельности, профессор кафедры истории музыки

Irina V. Polozova, Dr.Sci. (Arts), Vice-Rector for Research and International Activities, Professor of Music History Department, Saratov State L. V. Sobinov Conservatory