Богослужебное пение в России XVIII – начала XX столетий
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
жебного пения, как академизация исполнительской практики,
восприятие церковного пения, десакрализация богослужеб-
ных композиций. Проведение параллелей с западноевропей-
ским искусством позволяет автору показать общность про-
цессов в отечественной и европейской культовой музыке
Просвещения. Развитие богослужебного пения во второй по-
ловине XVIII–XIX веках свидетельствует о влиянии итальян-
ской и немецкой музыкальной культур, что отражается на
стилистике богослужебных композиций, усваивающих эти
влияния и выводящих на периферию традиции знаменного
пения. Вместе с тем, с конца XIX века наблюдается актуа-
лизация дореформенных принципов богослужебного пения.
Таким образом, русская певческая традиция Нового времени
характеризуется амбивалентностью: с одной стороны, она на-
правлена на усвоение норм европейского искусства, с другой,
поддерживается охранительным механизмом, позволяющим
актуализировать стилистику знаменного пения.
Ключевые слова: русское богослужебное пение XVII–
XX веков, секуляризация, европеизация
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.

Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Bolkhovitinov E. Istoricheskoe razsuzhdenie voobshche o drevnem bogosluzhebnom penii i osobenno o penii Rossiyskoy tserkvi s nuzhnymi primechaniyami na onoe i s prisovokupleniem drugogo kratkogo razsuzhdeniya o tom, chto altarnyya ukrasheniya shodny s drevnimi [General Historical Discourse upon the Early Church Singing and Especially on the Singing of the Russian Church, with the Necessary Comments and with an Addition of Another Brief Discourse upon the Resemblance of the Altar Decorations with the Early Ones]. St. Petersburg, 1804. 26 p.
3. Gardner I. A. Bogosluzhebnoe penie Russkoy Pravoslavnoy Tserkvi [Church Singing of the Russian Orthodox Church]. Moscow: St. Tikhon’s Orthodox Theological Institute, 2004. Vol. 2:Istoriya [History]. 530 p.
4. Metallov V. O tserkovnom penii [On Church Singing]. Saratovskie eparhial’nye vedomosti [Eparchial Bulletin of Saratov]. 1888, No. 7, pp. 188–199.
5. Odoyevskiy V. F. Opyt muzykal’noy eresi (Posvyashchaetsya M. I. Glinke) [The Experience of a Musical Heresy (Dedicated to Mikhail Glinka)]. Muzykal’no-literaturnoe nasledie [Musical-Literary Heritage]. Moscow: Muzgiz, 1956, pp. 448–451.
6. Penchuk A. Ocherk istorii russkogo tserkovnogo peniya [Outline of the History of Russian Church Singing]. O tserkovnom penii [On Church Singing]. Moscow, 1997, pp. 62–81.
7. Polozova I. V. Zhizn’ i tvorchestvo N. I. Bakhmet’eva v kontekste russkoy kul’tury XIX veka [Life and Works of N. I. Bakhmetiev in the Context of 19th Century Russian Culture]. Saratovskaya konservatoriya v kontekste otechestvennoy khudozhestvennoy kul’tury [The Saratov Conservatory in the Context of Russian Artistic Literature]. Saratov, 2013. Part 1, pp. 98–105.
8. Polozova I. V. Transformatsiya klyuchevykh kontseptov v russkoy tserkovno-pevcheskoy praktike vtoroy poloviny XVII – nachala XIX vekov [The Transformation of the Key Concepts in the Practice of Russian Church Singing from the Second Half of the 17th Century to the Beginning of the 19th Century]. Problemy muzykal’noy nauki [Music Scholarship]. 2014, No. 4 (17), pp. 82–86.
9. Polozova I. V. Tserkovno-pevcheskaya kul’tura saratovskikh staroobryadtsev: formy bytovaniya v istoricheskoy perspektive [The Church Singing Culture of the Old-Believers in the Saratov Region: Forms of Existence from the Historical Point of View]. Saratov: Saratov State Conservatory, 2009. 336 p.
10. Polozova I. V. Tserkovno-pevcheskaya kul’tura saratovskikh staroobryadtsev v istoricheskom aspekte: dis. ... d-ra iskusstvovedenia [The Culture of Church Singing of the Old- Believers in the Saratov Region in its Historical Aspect: Dissertation for the Degree of Doctor of Arts]. Saratov, 2009. 519 p.
11. Russkaya dukhovnaya muzyka v dokumentakh i materialakh. T. 3: Tserkovnoe penie poreformennoy Rossii v osmyslenii sovremennikov (1861–1918) [Russian Religious Music in Documents and Materials. Vol. 3. Church Singing in Post-Reform Russia as Seen by its Contemporaries (1861–1918)]. Moscow: Yazyki slavyanskoy kul’tury, 2002. 904 p.
12. Smolenskiy S. V. Znachenie XVII v. i ego “kantov” i “psal’mov” v oblasti sovremennogo tserkovnogo peniya tak nazyvaemogo “prostogo napeva” [The Significance of the 17th Century and its “Chants” and “Psalms” in the Domain of Modern Church Singing of the So-Called “Simple Chant”]. Muzykal’naya Starina [Musical Antiquity]. Issue 5. St. Petersburg, 1911, pp. 47–102.
13. Uluchshenie tserkovnogo peniya v dukhe tserkovnosti [The Improvement of Church Singing in the Spirit of the Church]. Saratovskie Eparkhial’nye Vedomosti [Eparchial Bulletin of Saratov]. 1896, No. 18, pp. 798–802.
14. Uspenskiy L. A. Bogoslovie ikony Pravoslavnoy Tserkvi [The Divinity of the Icon in the Orthodox Church]. Moscow: Dar, 2008. 480 p.
15. Chudinova I. A. Topografiya tserkovno-muzykal’noy kul’tury Peterburga XVIII v.: avtoref. dis. ... kand. iskusstvovedeniya [Topography of the Culture of Church Music in St. Petersburg in the 18th Century: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. St. Petersburg, 1995.33 p.