К вопросу о генезисе звукоизвлечения на гармонике

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Rashida G. Sagadeyeva

Аннотация

Ручные гармоники с горизонтальным движением меха популярны
во многих странах мира и конструктивно разно-
образны. в настоящий момент сложились следующие версии
происхождения гармоники: шэнговская, варганная и универсальная.
в российском учебно-академическом музыко-
знании долгое время доминировала шэнговская гипотеза,
изложенная исследователем А. Миреком, согласно которой
родоначальником гармоники выступил древнейший китайский
аэрофон шэнг. Существующая в этноинструментоведении
варганная гипотеза начала внедряться в российскую
музыкальную науку лишь в последние десятилетия. варганное
происхождение гармоники основано на решающей роли
идиофона Maultrommel (в русском варианте – варган). на
рубеже XX–XXI вв. в отечественном музыкознании появилась
новая, универсальная гипотеза, объединившая обе предыдущие.
в статье представлена таблица конструктивного
генезиса звукоизвлечения на гармонике, подтверждающая
варганную версию. выделены следующие этапы развития
гармоники: варган (идиофон) – аура Шайблера (идиофон)
– аура Бушмана (аэрофон) – хандэолина Бушмана (аэрофон)
– аккордеон Демиана (аэрофон).

Ключевые слова: органология, гармоника, происхождение
гармоники, варган, идиофоны, аэрофоны

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Sagadeyeva, R. G. (2014). К вопросу о генезисе звукоизвлечения на гармонике. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (4), 71–76. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/62
Раздел
Музыкальные инструменты народов России
Биография автора

Rashida G. Sagadeyeva, Уфимская государственная академия искусств им. Загира исмагилова

Рашида Гильмановна Сагадеева – старший преподаватель кафедры
оркестрового дирижирования

Библиографические ссылки

1.Garmonika [The Harmonica]. Riman G. Muzykal’nyy slovar’ [Riemann H. Dictionary of Music]. Translation by B. Jurgenson, supplemented by the Russian Section, Edited by Yu. Engel. Moscow, 1904, pp. 293–294.
2. Garmonika, garmoniya [The Harmonica, Harmony]. Entsiklopedicheskiy muzykal’nyy slovar’ [Encyclopedic Dictionary of Music]. Editor G. V. Keldysh, Compiled B. S. Shteynpress, I. M. Yampolskiy. Moscow, 1959, p. 49.
3. Gerasimov O. M. Narodnye muzykal’nye instrumenty mari. Traditsii i sovremennost’: avtoref. dis. … d-ra iskusstvovedeniya [Mari National Musical Instruments. Traditions and Modernity: Thesis of Dissertation for the Degree of Doctor of Arts]. Sankt- Petersburg, 2000. 43 p.
4. Gubnaya garmonika, gubnaya garmoniya [Mouth Harmonica. Mouth Harmony]. Entsiklopedicheskiy muzykal’nyy slovar’ [Encyclopedic Dictionary of Music]. Edited by G. V. Keldysh, Compiled by B. S. Shteynpress, I. M. Yampolskiy. Moscow, 1959, p. 63.
5. Zhil’tsov I. A. Vremya bayana [The Time of the Bayan]. Narodnik [Narodnik], no. 1 (45). Moscow, 2004, pp. 20–23.
6. Imkhanitskiy M. I. Istoriya bayannogo i akkordeonnogo iskusstva [History of the Art of Playing the Bayan and Accordion]. Moscow: Russian Gnesins’ Academy of Music, 2006. 520 p.
7. Ishmurzina L. F. Instrumental’naya kul’tura bashkirskogo politeizma [The Instrumental Culture of Bashkir Polytheism]. Problemy muzykal’noy nauki [Music Scholarship]. 2013, no. 1 (12), pp. 66–71.
8. Metlin I. A. Bashkirskiy agaskubyz kak raznovidnost’ maul’trommelya. [The Bashkirian Agas-Kubyz as a Type of Maultrommel]. Problemy muzykal’noy nauki [Music Scholarship]. 2009, no. 2 (5), pp. 72–76.
9. Metlin I. A. Kubyz – instrument mezhetnicheskogo vzaimodeystviya [The Kubyz – an Instrument of Interethnic Interaction]. Aktual’nye problemy sovremennogo muzykal’nogo obrazovaniya v usloviyakh polikul’turnogo sotsiuma: mater. nauch.-prakt. konf. 5 aprelya 2007 g. [Topical Problems of Modern Music Education in the Conditions of a Polycultural Society: Materials of Scholarly and Practical Conference on April 5, 2007]. Ufa, 2007, pp. 69–72.
10. Mirek A. M. Garmonika. Proshloe i nastoyashchee [The Harmonica. Past and Present]. Moscow: Interpraks, 1994. 534 p.
11. Mirek A. M. Iz istorii akkordeona i bayana [From the History of the Accordion and the Bayan]. Moscow: Muzyka Press, 1967. 196 p.
12. Rakhimov R. G. Bashkirskaya narodnaya instrumental’naya kul’tura: etnoorganologicheskoe issledovanie [The Bashkir National Instrumental Culture. EthnoOrganological Research]. Ufa: Bashkir State Pedagogical University Press, 2006. 156 p.
13. Shen, sheng [The Sheng]. Entsiklopedicheskiy muzykal’nyy slovar’ [An Encyclopedic Dictionary of Music]. Edited by G. V. Keldysh, Compiled by B. S. Shteynpress, I. M. Yampolskiy. Moscow, 1959, p. 310.
14. Evropeyskiye potomki vargana. Aura i eolina [The European Descendants of the Jew’s harp. Aura and Aeolian Harp]. URL: http://varganmsk. livejournal.com (31.07.2013).