Диатоника: опыт интерпретации
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
В российском музыкознании XX века возникло существенное
расхождение в трактовке понятия «диатоника». Традиционному
толкованию (7-ступеный звукоряд, допускающий
квинтование) противопоставляется новый взгляд: диатоника
– это лады из «основных» (самостоятельных) ступеней,
чем допускается произвольное число ступеней, применение
увеличенных и уменьшённых интервалов. Тем самым снимается
корреляция категорий «диатоника – хроматика», что
позволяет считать диатоническими любые явления фольк-
лора, а также композиторские новации (например, «лады
Шостаковича»). Подразумевается историческое развитие и
«обновление» диатоники, вследствие чего она предстаёт как
вечный, надвременнóй принцип ладовой экзистенции. Такая
трактовка диатоники представляется несостоятельной.
в противовес этому предлагается рассматривать диатонику
и хроматику как эволюционные стадии ладостановления
в монодическую эпоху, находящиеся в отношении преемственности.
Диатоника – первая звуковысотная формация,
складывающаяся при переходе от дозвукорядной к звукорядной
форме интонирования, которая мыслится как «освоение
звуковысотного пространства». образование звукоряда есть
очеловечивание – структурирование и эстетизация – пространства
посредством его «ритмизации». квинтовая координация
как инструмент структурирования здесь выступает
необходимым и достаточным основанием чувства гармонии,
лада. Это определяет свойства диатонического мышления, к
которым относится осознание целого тона как нормальной
дистанции между ступенями, отсутствие выраженной субординации
тонов (вводнотонности) и чувства наклонения.
Такие характеристики позволяют считать ангемитонику не
более ранней и примитивной формой звукорядности, а своего
рода «строгим стилем» диатонизма, который складывается
под действием механизмов резистенции. Этос диатонических
монодий есть отражение общинного, надличностного сознания.
Ключевые слова: диатоника как этап эволюции, генезис
диатоники, квинтовое согласование, ангемитоника, вводный
тон, ладовое наклонение
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.

Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Alekseyev E. E. Rannefol’klornoe intonirovanie [Intonating in Early Folk Music]. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1986. 240 p.
3. Asaf’ev B. V. Muzykal’naya forma kak protsess. Kn. 1–2. [Musical Form as a Process. Books 1–2]. Leningrad: Muzyka Press, 1975. 276 p.
4. Bershadskaya T. S. Lektsii po garmonii [Lectures on Harmony]. Leningrad: Muzyka Press, 1985. 238 p.
5. Brusyanin G. V. Utochnim terminologiyu [Let Us Specify the Terminology]. Sovetskaya muzyka [Soviet Music]. 1972, no.11, pp. 110–111.
6. Weber M. Izbrannoe. Obraz obshchestva [Selected Works. An Image of Society]. Moscow: Yurist, 1994. 704 p.
7. Dolzhanskiy A. N. Kratkiy muzykal’nyy slovar’ [A Small Musical Dictionary]. 4th Edition. Leningrad: Muzyka Press, 1964. 518 s.
8. Istoriya drevnego Vostoka. Ch. 1: Mesopotamiya [History of the Ancient East. Part 1. Mesopotamia]. Edited by I. M. D’yakonov. Moscow: Nauka, 1983. 534 p.
9. Kats Iu. N. O printsipakh klassiikatsii diatoniki I khromatiki [About the Principles of Classiication of the Diatonic and the Chromatic]. Voprosy teorii i estetiki muzyki: sb. st. [Questions of Theory and Aesthetics of Music: Compilation of Articles]. Issue 14. Leningrad, 1975, pp. 78–101.
10. Kvitka K. V. Izbrannye trudy: v 2 t. [Selected Works inTwo Volumes]. Vol. 1. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1971. 384 p.
11. Keram K. V. Pervyy amerikanets. Zagadka indeytsev dokolumbovoy epokhi [The First American. The Enigma of the American Indians of the Pre-Columbian Era]. Moscow: Progress, 1979. 336 p.
12. Krymsky S. K voprosu ob opredelenii diatoniki [Concerning the Question on the Deinition of Diatonicism]. Sovetskaya muzyka [Soviet Music]. 1969, no. 8, pp. 78–80.
13. Kurs teorii muzyki [A Course on Music Theory]. Edited by A. L. Ostrovsky. Leningrad: Muzyka, 1978. 152 p.
14. Marks A. B. Vseobshchiy uchebnik muzyki [Marx A. A General Textbook on Music]. Moscow, 1893. 443 p.
15. Rubtsov F. A. Osnovy ladovogo stroeniya russkikh narodnykh pesen [Foundations of the Modal Structure of Russian Folksongs]. Leningrad: Muzyka Press, 1964. 96 p.
16. Sabol’chi B. Sokhranenie aziatskikh muzykal’nykh stiley v Evrope [The Preservation of Asian Musical Styles in Europe]. Muzyka narodov Azii i Afriki: sb. st. [Music of the Peoples of Asia and Africa: Compilation of Articles]. Edited by V. S. Vinogradov. Issue 2. Moscow, 1973, pp. 345–348.
17. Sokhor A. N. O prirode i vyrazitel’nykh vozmozhnostiakh diatoniki [About the Nature and Expressive Possibilities of Diatonicism]. Voprosy teorii i estetiki muzyki: sb. st. [Questions of the Theory and Aesthetics of Music: Compilation of Articles]. Issue 4. Moscow; Leningrad, 1965, pp. 160–198.
18. Sposobin I. V. Elementarnaya teoriya muzyki [Elementary Theory of Music]. Moscow; Leningrad: Muzgiz, 1951. 205 p.
19. Sputnik muzykanta: entsiklopedicheskiy karmannyy slovar’-spravochnik [A Musician’s Companion: Encyclopedic Pocket Reference Dictionary]. Edited by A. L. Ostrovsky. Moscow; Leningrad: Muzyka, 1964. 508 p.
20. Tyulin Yu. N. Uchenie o garmonii [The Teaching of Harmony]. 2nd Edition. Moscow; Leningrad: Muzgiz, 1939. 195 p.
21. Kharlap M. G. Narodnorusskaya muzykal’naya sistema i problema proiskhozhdeniya muzyki [The System of Russian Folk Music and Issue of the Origins of Music]. Rannie formy iskusstva: sb. st. [Early Forms of Art: Compilation of Articles].
Compiled by S. Yu. Neklyudov. Moscow, 1972, pp. 221–273.
22. Kholopov Yu. N. Garmoniya. Teoreticheskiy kurs [Harmony. A Theoretical Course]. Moscow: Muzyka Press, 1988. 511 p.
23. Kholopov Yu. N. Lad [Mode]. Muzykal’naya entsiklopediya: v 6 t. [Musical Encyclopedia in 6 Volumes]. Vol. 3. Moscow, 1976, pp. 130–146.
24. Khristiansen L. L. Led tronulsya [The Ice has Broken]. Sovetskaya muzyka [Soviet Music]. 1966, no. 7, pp. 129–136. 25. Chekanovska A. Muzykal’naya etnograiya [Musical Ethnography]. Moscow: Sovetsky kompozito, r1983. 190 p.
26. Yusin A. G. Nekotorye voprosy izucheniya melodicheskikh ladov narodnoy muzyki [Some Questions of Studying the Melodic Modes of Folk Music]. Problemy lada: sb. st. [Issues of Mode: Compilation of Articles]. Compiled by K. Yuzhak. Moscow, 1972, pp. 113–150.
27. Yusin A. G. Nuzhna «periodicheskaya sistema» ladovykh form [A “Periodic System” of Modal Forms is Necessary]. Sovetskaya muzyka [Soviet Music]. 1970, no. 1, pp. 105–107.
28. Yakovlev E. G. Iskusstvo i mirovye religii [Art and World Religions]. Moscow: Vysshaya shkola, 1977. 224 p. 29. Dahlhaus С. Die Termini Dur und Moll. Archiv für Musikwissenschaft, 1955, Jahgr. 12, H. 4. S. 280–296. 30. Valois J. de. Le chant grégorien. Paris: Press univ. De France, 1964. 128 p.