Андалусский лад
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Ладовый архетип фламенко усматривают в древней монодии – греческом дорийском (средневековом фри-
гийском), который испанские гитаристы трансформировали в аккордовую, гармоническую систему, поэ-
тому стало необходимым дать основному ладу фламенко новое название – андалусский лад. Между тем
в российском музыкознании он известен как «испанской доминантовый лад», который считается произ-
водным от гармонического минора, где опора перенесена с тоники на мажорный аккорд доминанты. Эта
не имеющая исторических оснований трактовка обусловлена спецификой проявления модально-гармо-
нических функций. Мажорный аккорд первой ступени (при фригийском звукоряде) резко отличается от
обычной тоники напряжённой, «доминантовой» окраской, что однако не мешает ему выполнять функцию
ладового центра, начинающего и заканчивающего движение. Основу гармонического развёртывания здесь
составляет чередование аккорда первой ступени c созвучиями нисходящего вводного тона (аккордами II,
VII6, V43 и др.), то есть многократно повторенный фригийский каданс, в котором сочетается диада мо-
дальных функций – ультима и пенультима (ultima & paenultima). Такое устройство лада призвано выразить
ностальгический этос фламенко, присущее испанской ментальности «трагическое чувство жизни» (Ми-
гель де Унамуно).
Ключевые слова: андалусский лад, доминантовый лад, вводный тон, фригийский каданс, ультима, пенуль-
тима, модальные функции.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Botkin V. P. Pis’ma ob Ispanii [Letters about Spain]. Leningrad: Nauka, 1976. 343 p.
3. Glinka M. I. Literaturnoe nasledie.T. 2. Pis’ma i dokumenty [The Literary Heritage. Vol. 2. Letters and Documents]. Leningrad: Muzgiz,1953. 890 p.
4. Istel’ Ye. Istoricheskaya sud’ba “Karmen” [The Historical Destiny of “Carmen”] Frantsuzskaya muzyka vtoroy poloviny XIX veka [The French Music of the Second Half of the 19th Century]. Compiled and Edited by M. S. Druskin. Moscow, 1938, pp. 189–202.
5. T’erso Zh. Bize i ispanskaya muzika [Tiersot J. Bizet and Spanish Music]. Ibid., pp. 171-188.
6. Fal’ya M. de. Stat’i o muzyke i muzykantakh [Falla M. de. Articles about Music and Musicians]. Moscow: Muzyka, 1971. 103 p.
7. Shevchenko A. Gitara flamenko. Melodii i ritmy [The Flamenco Guitar. Melodies and Rhythms]. Kiev: Muzychna Ukraina, 1988. 111 p.
8. Heinze L. Theoretische-praktische Harmonie-und Musiklehre [Theoretical-Practical Harmony and Music Theory]. Ober-Glogau: Heinrich Handel, 1867. 243 S.
9. Idelsohn, Abraham Z. Jewish Music in its Historical Development. NY: Dover Publications Inc., 1992. 535 p.
10. Kimmel W. The Phrygian Inflection and the Appearances of Death in Music. College Music Symposium. Volume 20, No. 2 (Fall, 1980), pp. 42–76.
11. Kirkpatrick R. Domenico Scarlatti. Princeton Univ. Press, New Jersey, 1953. 473 p.
12. Louis R., Thuille L. Harmonielehre [A Study of Harmony]. 2. Aflg. Stuttgart: Carl Grüninger, 1908. 405 S.
13. Manuel P. From Scarlatti to “Guantanamera”: Dual Tonicity in Spanish and Latin American Musics. Journal of the American Musicological Society. University of California. Volume 55, No. 2 (Summer 2002), pp. 311–336.
14. Manuel P. Modal Harmony in Andalusian, Eastern European, and Turkish Syncretic Musics. Yearbook for Traditional Music. Volume 21 (1989), pp. 70–94.
15. Mortimer P. Der Choral-Gesang zur Zeit der Reformation [Choral Singing at the Time of the Reformation]. Berlin: Georg Reiner, 1821. 112 S.
16. Rossy H. Teoría del cante jondo [The Theory of Traditional Flamenco Singing]. Barcelona: Credsa, 1966. 318 p.
17. Stubblefield, Terri. Maria Benitez: The Essence of Flamenco.World Literature Today. University of Oklahoma. Volume 80, No. 4 (Jul. – Aug., 2006), pp. 59–62.
18. Thomas K. Flamenco and Spanish dance. Dance Research Journal. University of Illinois. Volume 34, No. 1 (Summer, 2002), pp. 98–102.