Андалусский лад

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Evgeny A. Pinchukov

Аннотация

Ладовый архетип фламенко усматривают в древней монодии – греческом дорийском (средневековом фри-
гийском), который испанские гитаристы трансформировали в аккордовую, гармоническую систему, поэ-
тому стало необходимым дать основному ладу фламенко новое название – андалусский лад. Между тем
в российском музыкознании он известен как «испанской доминантовый лад», который считается произ-
водным от гармонического минора, где опора перенесена с тоники на мажорный аккорд доминанты. Эта
не имеющая исторических оснований трактовка обусловлена спецификой проявления модально-гармо-
нических функций. Мажорный аккорд первой ступени (при фригийском звукоряде) резко отличается от
обычной тоники напряжённой, «доминантовой» окраской, что однако не мешает ему выполнять функцию
ладового центра, начинающего и заканчивающего движение. Основу гармонического развёртывания здесь
составляет чередование аккорда первой ступени c созвучиями нисходящего вводного тона (аккордами II,
VII6, V43 и др.), то есть многократно повторенный фригийский каданс, в котором сочетается диада мо-
дальных функций – ультима и пенультима (ultima & paenultima). Такое устройство лада призвано выразить
ностальгический этос фламенко, присущее испанской ментальности «трагическое чувство жизни» (Ми-
гель де Унамуно).

Ключевые слова: андалусский лад, доминантовый лад, вводный тон, фригийский каданс, ультима, пенуль-
тима, модальные функции.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Pinchukov, E. A. (2016). Андалусский лад. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (4), 30–41. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2016.4.030-041
Раздел
Музыкальная культура народов мира
Биография автора

Evgeny A. Pinchukov, Уральская государственная консерватория им. М. П. Мусоргского

Пинчуков Евгений Анатольевич – 
кандидат искусствоведения,
доцент кафедры теории музыки

Библиографические ссылки

1. Asaf’ev B. Muzykal’naya forma kak protsess [Musical Form as a Process]. Second Edition. Leningrad: Muzyka, 1971. 375 p.
2. Botkin V. P. Pis’ma ob Ispanii [Letters about Spain]. Leningrad: Nauka, 1976. 343 p.
3. Glinka M. I. Literaturnoe nasledie.T. 2. Pis’ma i dokumenty [The Literary Heritage. Vol. 2. Letters and Documents]. Leningrad: Muzgiz,1953. 890 p.
4. Istel’ Ye. Istoricheskaya sud’ba “Karmen” [The Historical Destiny of “Carmen”] Frantsuzskaya muzyka vtoroy poloviny XIX veka [The French Music of the Second Half of the 19th Century]. Compiled and Edited by M. S. Druskin. Moscow, 1938, pp. 189–202.
5. T’erso Zh. Bize i ispanskaya muzika [Tiersot J. Bizet and Spanish Music]. Ibid., pp. 171-188.
6. Fal’ya M. de. Stat’i o muzyke i muzykantakh [Falla M. de. Articles about Music and Musicians]. Moscow: Muzyka, 1971. 103 p.
7. Shevchenko A. Gitara flamenko. Melodii i ritmy [The Flamenco Guitar. Melodies and Rhythms]. Kiev: Muzychna Ukraina, 1988. 111 p.
8. Heinze L. Theoretische-praktische Harmonie-und Musiklehre [Theoretical-Practical Harmony and Music Theory]. Ober-Glogau: Heinrich Handel, 1867. 243 S.
9. Idelsohn, Abraham Z. Jewish Music in its Historical Development. NY: Dover Publications Inc., 1992. 535 p.
10. Kimmel W. The Phrygian Inflection and the Appearances of Death in Music. College Music Symposium. Volume 20, No. 2 (Fall, 1980), pp. 42–76.
11. Kirkpatrick R. Domenico Scarlatti. Princeton Univ. Press, New Jersey, 1953. 473 p.
12. Louis R., Thuille L. Harmonielehre [A Study of Harmony]. 2. Aflg. Stuttgart: Carl Grüninger, 1908. 405 S.
13. Manuel P. From Scarlatti to “Guantanamera”: Dual Tonicity in Spanish and Latin American Musics. Journal of the American Musicological Society. University of California. Volume 55, No. 2 (Summer 2002), pp. 311–336.
14. Manuel P. Modal Harmony in Andalusian, Eastern European, and Turkish Syncretic Musics. Yearbook for Traditional Music. Volume 21 (1989), pp. 70–94.
15. Mortimer P. Der Choral-Gesang zur Zeit der Reformation [Choral Singing at the Time of the Reformation]. Berlin: Georg Reiner, 1821. 112 S.
16. Rossy H. Teoría del cante jondo [The Theory of Traditional Flamenco Singing]. Barcelona: Credsa, 1966. 318 p.
17. Stubblefield, Terri. Maria Benitez: The Essence of Flamenco.World Literature Today. University of Oklahoma. Volume 80, No. 4 (Jul. – Aug., 2006), pp. 59–62.
18. Thomas K. Flamenco and Spanish dance. Dance Research Journal. University of Illinois. Volume 34, No. 1 (Summer, 2002), pp. 98–102.