Респонсории на Святой Неделе

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Svetlana A. Kozlykina

Аннотация

Основную часть статьи составляет билингва двадцати семи
текстов католического богослужения – Респонсориев на
Страстной Неделе. Наряду с латинским текстом приводится
перевод на русский язык, выполненный автором публика-
ции С. А. Козлыкиной. Автор опирается на следующее из-
дание: Zelenka J. D. Responsorien für die Karwoche ZWV 55
(1723) (Stuttgart, 1995). В предисловии даётся краткое из-
ложение истории респонсориев как жанра католической ду-
ховной музыки, указываются имена композиторов, создав-
ших многоголосные циклы. Их первые образцы относятся к
XVI веку, один из последних – к XX («Семь респонсориев»
Ф. Пуленка). Отмечаются возможные пути бытования жанра
в современных условиях, когда он вышел из богослужебной
практики, – как в литургическом, так и в паралитургическом
контексте. Первый – введение в Литургию Великой Пятни-
цы как рефлексии на чтение из Евангелия, повествующее о
Страстях Господних. Второй – исполнение во время оффи-
ция, снова как ответ на соответствующие чтения. Третий –
исполнение в церковных концертах. Возможно объединение с
ламентациями (по книге «Плач пророка Иеремии») – жанром,
тесно связанным с респонсориями.

Ключевые слова: духовная музыка, музыка в католиче-
ском богослужении, респонсории, ламентации

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Kozlykina, S. A. (2015). Респонсории на Святой Неделе. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (2), 45–53. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2015.2.19.045-053
Раздел
Духовная музыка
Биография автора

Svetlana A. Kozlykina, Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова

Светлана Александровна Козлыкина – кандидат искусствоведения,
и. о. доцента кафедры теории музыки и композиции

Библиографические ссылки

1. Bakun M. I. «Sem’ responsoriev Strastnoy nedeli» F. Pulenka: k istorii sozdaniya [“Seven Responsories of the Holy Week” by Francis Poulenc: Concerning the History of its Creation]. Opera musicologica («Muzykovedcheskie trudy») [Opera musicologica (Musicological Writings)]. 2009, No. 2. URL: http://www.maribakoun.com/publikatsii/sjem-rjesponsorijev-strastnoj-njedjeli-f-puljenka-k-istorii-sozdanija-/. htm (01.11.2012).
2. Kalinichenko E. V., Tyushagin V. V., Puchkin D. Ye., Ponomaryov V. P., Potashinskaya N. N. Vatikanskiy II Sobor [The Second Vatican Council]. Pravoslavnaya entsiklopediya [Orthodox Christian Encyclopedia]. V. 7. Moscow, 2004, pp. 286–303.
3. Moskva Yu. V. Nokturny [Nocturnes]. Katolicheskaya entsiklopediya [The Catholic Encyclopedia]. V. 3. Moscow, 2007, pp. 921–922.
4. Moskva Yu. V. Responsoriy [Responsories]. Ibid. V. 4. 2011, pp. 149–150.
5. Cessac C. François Couperin (1668–1733) «Leçons de Ténèbres», Marc-Antoine Charpentier (1643–1704) «Répons», Michel Lambert (1610–1696) «Miserere». Translation by Geoffrey Marshall. Ténèbres du Premier Jour. F. Couperin – M.-A. Charpentier – M. Lambert. Les Demoiselles de Saint-Cyr – Emmanuel Mandrin. Dorothée Leclair, Juliette Perret, Eugénie Warnier, solists. Europe: Ambronay Editions, 2009, рp. 8–11.
6. Horn W., Kohlhase Th. Kritischer Bericht. J. D. Zelenka. Responsorien für die Karwoche ZWV 55 (1723). 27 Responsorien für die Matutin-Nokturnen zum Gründonnerstag, Karfreitag und Karsamstag für vierstimmigen gemischten Chor (SATB) und Basso continuo (Streicher und Posaunen colla parte, ad libitum). Erstausgabe herausgegeben von Wolfgang Horn und Thomas Kohlhase. Stuttgart: Carus-Verlag, 1995. S. 202–209.
7. Horn W., Kohlhase Th. Vorwort. Ibid. S. III–XI.
8. O’Shea W. J. Good Friday. New Catholic Encyclopedia. Second Edition. B. 6. Washington: The Catholic University of America, 2003, pp. 355–356.
9. O’Shea W. J. Holy Thursday. Ibid. B. 7, pp. 54–55.
10. O’Shea W. J. Holy Week. Ibid. B. 7, p. 56.
11. Poulenc F. Sept repons des Ténèbres [Sheet Music]. Pour Soprano solo (voix d’enfant). Choer mixte (voix d’enfants – voix d’hommes) et orchestre. Paris: Editions Salabert, S.A. 22 rue Chauchat, 1962. 34 p.
12. Cutter P. F., Maiani B., Moroney D., Caldwell J. Responsory [Great Responsory of Matins and Vespers; responsorium prolixum]. The New Grove Dictionary of Music and Musicians. Vol. 1–29. 2nd ed. Oxford Univ. Press, 2001. (CD-ROM).
13. Zelenka J. D. Responsorien für die Karwoche ZWV 55 (1723) [Sheet Music]. 27 Responsorien für die Matutin- Nokturnen zum Gründonnerstag, Karfreitag und Karsamstag für vierstimmigen gemischten Chor (SATB) und Basso continuo (Streicher und Posaunen colla parte, ad libitum). Erstausgabe herausgegeben von Wolfgang Horn und Thomas Kohlhase. Stuttgart: Carus-Verlag, 1995. XXII + 210 S.