О статусе фуги в современном музыкознании

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Marina N. Drozhzhina
Polina O. Tonchuk

Аннотация

Фуга – один из феноменов музыкального искусства, шагнув-
ший за пределы этого искусства и получивший яркую художе-
ственную реализацию в литературе, живописи, кинематогра-
фии. Существующие до настоящего времени представления о
фуге как о жанре, форме, принципе полифонического письма
несколько противоречивы, что отражает разные уровни про-
явления феномена. Анализируя художественную практику, а
также исследовательские версии, авторы статьи впервые пред-
лагают рассматривать фугу как универсальный художествен-
ный концепт, имеющий своё содержание и структуру. Как ядро
концепта определён сам принцип фуги – имитационное много-
голосие, выявлена специфика реализации подобного много-
голосия в различных искусствах. В результате материализа-
ции концепта создаётся форма, а её наполнение конкретным
содержанием, обусловленным семантикой ядра, приводит к
представлению о жанре. Данный подход позволяет продемон-
стрировать возможность охватить с помощью одной универ-
сальной категории все уровни проявления фуги.

Ключевые слова: фуга, художественный концепт, жанр,
форма, канон

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Drozhzhina, M. N., & Tonchuk, P. O. (2015). О статусе фуги в современном музыкознании. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (2), 28–35. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2015.2.19.028-035
Раздел
Теория музыки
Биографии авторов

Marina N. Drozhzhina, Новосибирская государственная консерватория им. М. И. Глинки

Марина Николаевна Дрожжина – доктор искусствоведения,
профессор кафедры музыкального образования
и просвещения

Polina O. Tonchuk, Новосибирская специальная музыкальная школа (колледж)

Полина Олеговна Тончук – преподаватель

Библиографические ссылки

1. Alikova Z. R. Problema zhanra i formy v instrumentalnykh fugakh I. S. Bakha [The Problem of Genre and Form in J. S. Bach’s Instrumental Fugues]. Teoriya fugi. Sbornik nauchnykh trudov [The Theory of Fugue. A Compilation of Scholarly Works]. Leningrad, 1986, pp. 165–178. ‘
2. Askoldov S. A. Kontsept i slovo [The Concept and the Word]. Russkaya slovesnost’. Ot teorii slovesnosti k structure teksta: antologiya [Russian Language Arts. From the Theory of Language Arts to the Structure of Text. An Anthology]. Edited by V. N. Neroznak. Moscow, 1997, pp. 267–279.
3. Vitanyi I. Obshchestvo, kul’tura, sotsiologiya [Vitagni I. Society, Culture, Sociology]. Moscow: Progress, 1984. 288 p.
4. Vyazkova E. V. O smysle v polifonicheskoy muzyke [About Meaning in Contrapuntal Music]. Muzykal’naya konstruktsiya i smysl: sb. tr. [Musical Construction and Meaning: A Compilation of Articles]. Gnesins’ Russian Academy of Music. Issue 151. Moscow, 1999, pp. 22–39.
5. Gesse G. Igra v biser [Hesse H. The Glass Bead Game]. Novosibirsk: Novosibirskoe kn. izd-vo, 1991. 464 p.
6. Grigoryev A. A. Kul’turologicheskiy smysl kontsepta: dis. … kand. filosof. nauk [The Culturological Sense of Concept: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Philosophy]. Moscow, 2003. 175 p.
7. Dolzhansky A. N. Otnositel’no fugi [Concerning the Fugue]. Izbrannye stat’i [Selected Articles]. Leningrad, 1973, pp. 151–162.
8. Drozhzhina M. N. Polifoniya v instrumental’nykh proizvedeniyakh kompozitorov Tadzhikistana: avtoref. dis. … kand. iskusstvovedeniya [Polyphony in the Instrumental Works by the Composers of Tajikistan: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Art]. Leningrad, 1990. 16 p.
9. Zolotaryov V. A. Fuga. Rukovodstvo po prakticheskomu izucheniyu [The Fugue. A Guide to Practical Studying]. Moscow: Muzyka, 1965. 500 p.
10. Korobeynikov S. S. Fuga XIX veka v stilevom kontekste muzykal’nogo romantizma (na primere proizvedeniy F. Mendelsona i M. Regera): dis. … kand. iskusstvovedeniya [The 19th Century Fugue in the Stylistic Context of Musical Romanticism (on the Example of Compositions by Felix Mendelssohn and Max Reger): Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Art]. Novosibirsk, 2001. 161 p.
11. Mikhaylenko A. G. Fuga kak kategoriya muzykoznaniya [The Fugue as a Category of Music Scholarship]. Teoriya fugi: sb. nauch. tr. [The Theory of Fugue. A Compilation of Scholarly Works]. Leningrad, 1986, pp. 10–35.
12. Nazaykinsky E. V. Logika muzykal’noy kompozitsii [The Logic of Musical Composition]. Moscow: Muzyka, 1982. 319 p.
13. Protopopov V. V. Ocherki iz istorii instrumental’nykh form XVI – nachala XIX veka [Sketches from the History of the Instrumental Forms from the 16th through the beginning of the 19th Century]. Moscow: Muzyka, 1979. 327 p.
14. Simakova N. A. Kontrapunkt strogogo stilya i fuga. Kn. 2. Fuga: ee logika i poetika [Strict Style Counterpoint and the Fugue. Book 2. The Fugue: Its Logic and Poetics]. Moscow: Moscovskaya konservatoriya, 2011. 800 p.
15. Sinyaya A. V. Printsipy muzykal’noy organizatsii romannoy prozy XX veka: T. Mann “Doktor Faustus”, Dzh. Dzhoys “Uliss”, R. Oldington “Smert’ geroya”: dis. … kand. filolog. nauk [Principles of Musical Organization of 20th Century Novelistic Prose: Thomas Mann “Doctor Faustus”, James Joyce “Ulysses”, Richard Oldington “The Hero’s Death”: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Philology]. St. Petersburg, 2008. 167 p.
16. Frayonov V. P. Fuga [The Fugue]. Muzykal’naya entsiklopediya [Musical Encyclopedia]. Ed. Ju. V. Keldysh. Vol. 5. Moscow, 1981, pp. 975–993.
17. Beiche M. Fuge. Handwörterbuch der musikalischen Terminologie. Terminologie der musikalischen Komposition. Taschenbuch. Auflage 1. Steiner: Franz, 1996, pp. 103–144.
18. Mann A. The study of fugue. New York, 1965. 341 p.
19. Marpurg F. W. Abhandlung von der Fuge. Nabu Press, 2011. 380 S.
20. Marx A. B. Die Lehre von der musikalischen Komposition. Zweiter Teil. Primary Sourse Edition. Nabu Press, 2014. 628 S.