О статусе фуги в современном музыкознании
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
ший за пределы этого искусства и получивший яркую художе-
ственную реализацию в литературе, живописи, кинематогра-
фии. Существующие до настоящего времени представления о
фуге как о жанре, форме, принципе полифонического письма
несколько противоречивы, что отражает разные уровни про-
явления феномена. Анализируя художественную практику, а
также исследовательские версии, авторы статьи впервые пред-
лагают рассматривать фугу как универсальный художествен-
ный концепт, имеющий своё содержание и структуру. Как ядро
концепта определён сам принцип фуги – имитационное много-
голосие, выявлена специфика реализации подобного много-
голосия в различных искусствах. В результате материализа-
ции концепта создаётся форма, а её наполнение конкретным
содержанием, обусловленным семантикой ядра, приводит к
представлению о жанре. Данный подход позволяет продемон-
стрировать возможность охватить с помощью одной универ-
сальной категории все уровни проявления фуги.
Ключевые слова: фуга, художественный концепт, жанр,
форма, канон
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Askoldov S. A. Kontsept i slovo [The Concept and the Word]. Russkaya slovesnost’. Ot teorii slovesnosti k structure teksta: antologiya [Russian Language Arts. From the Theory of Language Arts to the Structure of Text. An Anthology]. Edited by V. N. Neroznak. Moscow, 1997, pp. 267–279.
3. Vitanyi I. Obshchestvo, kul’tura, sotsiologiya [Vitagni I. Society, Culture, Sociology]. Moscow: Progress, 1984. 288 p.
4. Vyazkova E. V. O smysle v polifonicheskoy muzyke [About Meaning in Contrapuntal Music]. Muzykal’naya konstruktsiya i smysl: sb. tr. [Musical Construction and Meaning: A Compilation of Articles]. Gnesins’ Russian Academy of Music. Issue 151. Moscow, 1999, pp. 22–39.
5. Gesse G. Igra v biser [Hesse H. The Glass Bead Game]. Novosibirsk: Novosibirskoe kn. izd-vo, 1991. 464 p.
6. Grigoryev A. A. Kul’turologicheskiy smysl kontsepta: dis. … kand. filosof. nauk [The Culturological Sense of Concept: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Philosophy]. Moscow, 2003. 175 p.
7. Dolzhansky A. N. Otnositel’no fugi [Concerning the Fugue]. Izbrannye stat’i [Selected Articles]. Leningrad, 1973, pp. 151–162.
8. Drozhzhina M. N. Polifoniya v instrumental’nykh proizvedeniyakh kompozitorov Tadzhikistana: avtoref. dis. … kand. iskusstvovedeniya [Polyphony in the Instrumental Works by the Composers of Tajikistan: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Art]. Leningrad, 1990. 16 p.
9. Zolotaryov V. A. Fuga. Rukovodstvo po prakticheskomu izucheniyu [The Fugue. A Guide to Practical Studying]. Moscow: Muzyka, 1965. 500 p.
10. Korobeynikov S. S. Fuga XIX veka v stilevom kontekste muzykal’nogo romantizma (na primere proizvedeniy F. Mendelsona i M. Regera): dis. … kand. iskusstvovedeniya [The 19th Century Fugue in the Stylistic Context of Musical Romanticism (on the Example of Compositions by Felix Mendelssohn and Max Reger): Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Art]. Novosibirsk, 2001. 161 p.
11. Mikhaylenko A. G. Fuga kak kategoriya muzykoznaniya [The Fugue as a Category of Music Scholarship]. Teoriya fugi: sb. nauch. tr. [The Theory of Fugue. A Compilation of Scholarly Works]. Leningrad, 1986, pp. 10–35.
12. Nazaykinsky E. V. Logika muzykal’noy kompozitsii [The Logic of Musical Composition]. Moscow: Muzyka, 1982. 319 p.
13. Protopopov V. V. Ocherki iz istorii instrumental’nykh form XVI – nachala XIX veka [Sketches from the History of the Instrumental Forms from the 16th through the beginning of the 19th Century]. Moscow: Muzyka, 1979. 327 p.
14. Simakova N. A. Kontrapunkt strogogo stilya i fuga. Kn. 2. Fuga: ee logika i poetika [Strict Style Counterpoint and the Fugue. Book 2. The Fugue: Its Logic and Poetics]. Moscow: Moscovskaya konservatoriya, 2011. 800 p.
15. Sinyaya A. V. Printsipy muzykal’noy organizatsii romannoy prozy XX veka: T. Mann “Doktor Faustus”, Dzh. Dzhoys “Uliss”, R. Oldington “Smert’ geroya”: dis. … kand. filolog. nauk [Principles of Musical Organization of 20th Century Novelistic Prose: Thomas Mann “Doctor Faustus”, James Joyce “Ulysses”, Richard Oldington “The Hero’s Death”: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Philology]. St. Petersburg, 2008. 167 p.
16. Frayonov V. P. Fuga [The Fugue]. Muzykal’naya entsiklopediya [Musical Encyclopedia]. Ed. Ju. V. Keldysh. Vol. 5. Moscow, 1981, pp. 975–993.
17. Beiche M. Fuge. Handwörterbuch der musikalischen Terminologie. Terminologie der musikalischen Komposition. Taschenbuch. Auflage 1. Steiner: Franz, 1996, pp. 103–144.
18. Mann A. The study of fugue. New York, 1965. 341 p.
19. Marpurg F. W. Abhandlung von der Fuge. Nabu Press, 2011. 380 S.
20. Marx A. B. Die Lehre von der musikalischen Komposition. Zweiter Teil. Primary Sourse Edition. Nabu Press, 2014. 628 S.