Траектория вокального творчества Д. Д. Шостаковича
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Вокальная музыка Д. Шостаковича является одной из самых примечательных страниц отечественного музы-
кального искусства. Композитор в общей сложности работал в данном жанре на протяжении более пятидесяти
лет. Ранние опусы («Две басни И. А. Крылова», «Шесть романсов на слова японских поэтов») носили во
многом экспериментальный характер. В них важно использование оркестра, что в будущем станет весьма
распространённым фактором художественной практики композитора. С середины 1930-х годов он фронтально
разворачивается к вокальным жанрам, теперь уже прочно опираясь на традиции певческого интонирования и
чаще всего обращаясь к большой литературной классике («Четыре романса на слова А. Пушкина», «Четыре
монолога на слова А. Пушкина», «Два романса на слова М. Лермонтова»). Подлинным шедевром военных лет
стали «Шесть романсов на слова английских поэтов», где повествование ведётся от лица человека из народа,
но при всей простоте высказывания его облик наделён глубиной и объёмностью. Несколько позже появится
вокальный цикл «Из еврейской народной поэзии», суть которого заключается в изображении характерного для
русской литературы образа «маленького человека». Последний этап вокального творчества Шостаковича ознаменован
резко контрастными устремлениями: «высокий» жанр интеллектуальной лирики, с одной стороны
(«Семь стихотворений Александра Блока», «Шесть стихотворений Марины Цветаевой»), и заведомо снижен-
ная, едва ли не «утилитарная» сатира – с другой («Сатиры», «Пять романсов на тексты из журнала “Кроко-
дил”», «Четыре стихотворения капитана Лебядкина»). Завершающим шедевром вокальной лирики Шостако-
вича явилась «Сюита на стихи Микеланджело» (1974), где композитор поднимает вечные вопросы бытия.
Ключевые слова: Д. Шостакович, вокальное творчество Шостаковича, романсы, вокальные циклы.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Vasina-Grossman V. А. Kamerno-vokal’noe tvorchestvo Shostakovicha [The Vocal Chamber Works by Shostakovich]. Sovetskaya muzykal’naya kul’tura. Istoriya, traditsii, sovremennost’: sb. st. [Soviet Musical Culture: History, Tradition, Modernity: a Collection of Articles]. Edited by E. G. Daragan. Moscow, 1980, pp. 15–43.
3. Demchenko A. I. Voennaya tetralogiya Dmitriya Shostakovicha [The Military Tetralogy of Dmitri Shostakovich]. Muzyka i vremya [Music and Time]. 2015, No. 7, pp. 38–43.
4. Demchenko A. I. “Nos” Gogolya i Shostakovicha: dva “avangarda” [“The Nose” by Gogol and Shostakovich: Two “Avant-Gardes”]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Contemporary Issues of Science and Education]. 2013, No. 5, pp. 599–610.
5. Kurysheva T. A. Blokovskiy tsikl D. Shostakovicha [Shostakovich Vocal Cycle set to the Poems of Blok]. Blok i muzyka: sb. st. [Blok and Music: a Compilation of Articles]. Edited by M. A. Elik. Leningrad; Moscow,1972, pp. 214–228.
6. Levaya T. N. Tayna velikogo iskusstva (o pozdnikh kamerno-vokal’nykh tsiklakh D. D. Shostakovicha) [The Mystery of Great Art (About the Late Chamber- Vocal Cycles of Shostakovich)]. Muzyka Rossii [Music of Russia]. Issue 2. Moscow, 1978, pp. 291–328.
7. Mnatsakanova E. A. O tsikle Shostakovicha “Sem’ romansov na stikhi Aleksandra Bloka” [About Shostakovich’s Cycle “Seven Songs on Poems of Alexander Blok”]. Muzyka i sovremennost’ [Music and Modernity]. Issue 7. Moscow, 1977, pp. 69–87.
8. Bartlett R. Shostakovich and Chekhov. Shostakovich in Context. Oxford: Oxford University Press, 2000, рр. 199–218.
9. Gerstel J. Irony, Deception, and Political Culture in the Works of Dmitri Shostakovich. Mosaic (Winnipeg). Volume 32, No. 4, December 1999, pp. 56–71.
10. Kinetz E. The Rehabilitations of Shostakovich. The American Prospect, Vol. 11, No. 18, August 14, 2000, pp. 34–52.
11. Laurel E. Shostakovich: A Life. Oxford University Press, 2005. 458 p.
12. Wilson E. Interpreting Shostakovich’s Eclectic Second Cello Concerto. Miranda Strings. Volume 26, No. 5, December 2011, pp. 73–92.