Становление музыкально-теоретических исследований в Уральской консерватории (1930-1960-е гг.)

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Nina K. Evdokimova

Аннотация

В 2016 г. исполняется 80 лет со дня открытия историко-теоретического отделения Свердловской (Уральской)
государственной консерватории – старейшей на Урале, в Сибири и Дальнем Востоке. Для данного региона эта
дата является исходной точкой отсчёта для истории подготовки музыковедов с высшим профессиональным
образованием. На основе архивных материалов реконструируется процесс становления научно-исследователь-
ской деятельности Уральской консерватории в сфере теоретического музыкознания.
Её формирование и развитие были затруднены по причине отдалённости вуза от музыкальных центров
страны, нестабильности кадрового состава, необходимости методического обеспечения учебного процесса и
т. д. Тем самым для организации научной деятельности музыковедов вуза возрастало значение личностного
фактора. Ответственность за руководство исследовательской работой Уральской консерватории в области тео-
ретического музыкознания взял на себя известный композитор В. Н. Трамбицкий. Он имел свои обоснованные
взгляды на цели и задачи музыкальной науки, с которыми выступил в статье «Возможности теоретического
музыкознания» (журнал «Советская музыка», 1957, № 2). Согласно изложенным здесь принципам, им были
определены направления и методология трудов кафедры на начальном этапе становления её исследовательской
деятельности. Это обеспечило прочный фундамент для последующего научного роста коллектива кафедры
теории музыки названной консерватории.

Ключевые слова: Уральская государственная консерватория в 1930–1960-е годы, музыкальное краеведе-
ние, региональная музыкальная наука, музыкально-теоретическое образование.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Evdokimova, N. K. (2016). Становление музыкально-теоретических исследований в Уральской консерватории (1930-1960-е гг.). Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (3), 114–121. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2016.3.114-121
Раздел
Музыкальное краеведение
Биография автора

Nina K. Evdokimova, Уральская государственная консерватория им. М. П. Мусоргского

Евдокимова Нина Кузьминична – 
начальник Научно-методического центра
дополнительного профессионального образования,
старший преподаватель,
соискатель кафедры теории музыки

Библиографические ссылки

1. Blok M. Vazhnyy etap v razvitii sovetskogo muzykoznaniya (Vsesoyuznaya nauchnaya sessiya po muzykoznaniyu) [An Important Stage in the Development of Soviet Musicology (Soviet Musicological Scholarly Session)]. Sovetskaya muzyka. [Soviet Music]. 1950, No. 4, pp. 48–54.
2. Manzhora B. G. Nezabyvaemoe [The Unforgettable]. V. N. Trambitskiy. Vospominaniya. Stat’i. Issledovaniya: sb. st. [V. N. Trembitsky. Memories. Articles. Research: Collection of Articles]. Ed. V. P. Kostarev. Ekaterinburg, 2002, pp. 183–200.
3. Puzey N. M. Zametki o garmonii N. A. Rimskogo-Korsakova [Notes on the Harmony of N. Rimsky-Korsakov]. Nauchno-metodicheskie zapiski Ural. gos. konservatorii im. M. P. Musorgskogo [Scholarly- Methodological Notes of the Urals State M. P. Mussorgsky Conservatory]. Issue. 2. Executive Editor: I. V. Gromova. Sverdlovsk, 1959, pp. 137–182.
4. Puzey N. M. Khudozhnik i pedagog [Artist and Teacher]. V. N. Trambitskiy. Vospominaniya. Stat’i. Issledovaniya: sb. st. [V. N. Trambitsky. Memories. Articles. Research: Collection of Articles]. Ibid., pp. 168–183.
5. Pyat’desyat let Ural’skoy gosudarstvennoy konservatorii [Fifty Years of the Urals State Conservatory]. Ed. N. A. Vol’per. Sverdlovsk, 1984. 285 p. The manuscript is preserved in the library of the Urals State M. P. Mussorgsky Conservatory.
6. Trambitskiy V. N. Vozmozhnosti teoreticheskogo muzykoznaniya [The Potentials of Theoretical Musicology]. Sovetskaya muzyka [Soviet Music] 1957, No. 2, pp. 126–133.
7. Trambitskiy V. N. Garmoniya russkoy pesni. Issledovanie [The Harmony of Russian Song. A Study]. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1981. 224 p.
8. Trambitskiy V. N. Polifonicheskaya osnova russkoy pesennoy garmonii [The Polyphonic Basis of the Harmony of the Russian Song]. Sovetskaya muzyka. Teoreticheskie i kriticheskie stat’i: sb. st. [Soviet Music. Theoretical and Critical Articles: Collection of Articles]. Ed. V Kukharsky. Moscow, 1954, pp. 146-207.
9. Khubov G. N. Muzykal’nye dela Sverdlovska [The Musical Activities of Sverdlovsk]. Sovetskaya muzyka [Soviet Music]. 1936, No. 12, pp. 35–41.
10. Chernyshkova N. V. Regional’noe teoreticheskoe muzykovedenie kak obyekt nauchnogo issledovaniya (na primere deyatel’nosti kafedry teorii muzyki Ural’skoy konservatorii) [Regional Theoretical Musicology as an Object of Scholarly Research (on the Example of, the Activities of the Department of Music Theory of the Urals State Conservatory)]. Nauka ob iskusstve. XXI vek: mat-ly nauch.-prakt. konf., Ekaterinburg, 22–23 marta 2004 [Scholarship on Art. Twenty-First Century: Materials of the Scholarly- Practical Conference, Ekaterinburg, March 22–23, 2004]. Ekaterinburg, 2004, pp. 3–14.
11. Shabalina L. K. Kafedra teorii muzyki i kompozitsii [The Department of Music Theory and Composition]. Ural’skaya gosudarstvennaya konservatoriya imeni M. P. Musorgskogo. 75 let istorii [Urals State M. P. Mussorgsky Conservatory. 75 Years of History]. Ekaterinburg, 2009, pp. 60–75.
12. Shabalina L. K. Mysli V. N. Trambitskogo o russkom pesennom mnogogolosii [V. N. Trambisky’s Thoughts on Polyphony of the Russian Song]. V. N. Trambitskiy. Vospominaniya. Stat’i. Issledovaniya: sb. st. [V. N. Trambitsky. Memories. Articles. Research: Collection of Articles]. Ibid., pp. 268–283.