Из истории исследовательской деятельности российских музыкальных вузов в 1920-1930-х годах: интегративные научные направления
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
История становления музыкальной науки в российских учреждениях 1920–1930-х годов рассматривается автором в ракурсе её интеграции с другими сферами наук. Для музыкознания первой трети ХХ века определяющей тенденцией стало расширение спектра междисциплинарных исследований: сближение с естественными науками (физика, акустика) и с областью знаний о человеке (физиология, психология). Научные традиции Государственного института музыкальной науки, открывшегося в Москве (1921), были продолжены в отечественных консерваториях. Интенсивное развитие получили интегративные направления, заложившие основы междисциплинарного подхода к проблемам музыкознания.
Приоритетное положение данного направления подтверждается автором в ходе анализа результатов работы Научно-исследовательского музыкального института при Московской государственной консерватории и подшефного ей вуза – Свердловской консерватории (открыта в 1934 году). Становление научно-методической работы нового уральского вуза осуществлялось в соответствии с правительственными постановлениями советского периода. Об этом свидетельствуют архивные материалы Уральской государственной консерватории имени М. П. Мусоргского и Государственного архива Свердловской области, впервые вводимые автором в научный обиход. Изученные материалы расширяют представления о формировании советской музыкальной науки в вузах, о достижениях региональной музыкальной науки обозначенного периода.
Ключевые слова: российское музыкознание, междисциплинарные связи, Московская консерватория, Свердловская (Уральская) консерватория
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Garbuzov N. A. Rabota nauchno-issledovatel’skogo muzykal’nogo instituta pri Moskovskoy konservatorii [Work of the Research Institute of Music afilliated with the Moscow Conservatory]. Sovetskaya muzyka [Soviet Music]. 1937, No. 2, pp. 88–91.
3. Guterman V. A. Osyazatel’no-dvigatel’nyy metod obucheniya pri professional’nykh zabolevaniyakh ruk pianistov: dis. … kand. iskusstvovedeniya [Tactile- Motor Method of Training for Professionally Caused Ailments of Pianists’ Hands: Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Sverdlovsk, 1943. 108 p.
4. Yegorov E. E. Moi nauchno-issledovatel’skie raboty v oblasti pevcheskogo golosa [My Research Works in the Field of Description of the Singing Voice]. Nauchno-metodicheskie zapiski [Scholarly- Methodological Notes]. Volume 5. Sverdlovsk: Ural State M. P. Mussorgsky Conservatory, 1963, pp. 284– 296.
5. Yegorov E. E. Metodika sol’nogo peniya: dis. … d-ra iskusstvovedeniya [The Methodology of Solo Singing: Dissertation for the Degree of Doctor of Arts]. Sverdlovsk, 1943. 352 p.
6. Iz istorii sovetskogo muzykal’nogo obrazovaniya: sb. materialov i dokumentov. 1917–1927 [From the History of Soviet Musical Education: Materials and Documents from 1917–1927]. Leningrad: Muzyka Press, 1969. 308 p.
7. Keldysh Yu. V. Muzykovedenie [Musicology]. Muzykal’naya entsiklopediya [Music Encyclopedia]: in 6 Volumes. Volume 3. Ed. Yu. V. Keldysh. Moscow, 1976, column 805.
8. Krivoshchekova N. V. Stanovlenie i razvitie gumanitarnoy nauchno-issledovatel’skoy deyatel’nosti v sovetskoy vysshey shkole v 1920–1940-e gody (na primere Urala) [The Formation and Development of Humanitarian Research Activities in the Soviet Institute for Higher Education from the 1920s to the 1940s (on the Example of the Ural Mountains Region)]. Vestnik Severnogo (Arkticheskogo) federal’nogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye i sotsial’nye nauki [Bulletin of the Northern (Arctic) Federal University. Series: Humanities and Social Sciences]. 2014, No. 4, pp. 14–20.
9. Livanova T. N. Iz proshlogo sovetskoy muzykal’noy nauki (GIMN v Moskve) [From the Past Legacy of Soviet Musical Scholarship (GIMN in Moscow)]. Iz proshlogo sovetskoy muzykal’noy kul’tury [From the Past Legacy of the Soviet Musical Culture]. Edited by T. N. Livanova. Moscow: Sovetskiy Kompositor, 1975, pp. 267– 335.
10. Lotosh E. S., Medvedeva N. A., Mironova N. A., Safonova E. L., Smirnov D. V. Predislovie [Preface]. Moskovskaya konservatoriya ot istokov do nashikh dney: 1866–2006: biograficheskiy entsiklopedicheskiy slovar’ [The Moscow Conservatory from its Origins to the Present Day: 1866–2006. Biographical Encyclopedic Dictionary]. Moscow, 2007, pp. 3–5 .
11. Rags Yu. N. Akustika v sisteme muzykal’nogo iskusstva: dis. … d-ra iskusstvovedeniya [Acoustics in the System of the Art of Music: Dissertation for the Degree of Doctor of Arts]. Moscow, 1998. 80 p.
12. Rags Yu. N. Akusticheskie znaniya v sisteme muzykal’nogo obrazovaniya: ocherki [Acoustic Knowledge in the System of Musical Education. Essays]. Moscow; Ryazan: Litera, 2010. 336 p.
13. Trudy Nauchno-issledovatel’skogo muzykal’nogo instituta Moskovskoy gos. konservatorii [Proceedings of Scholarly Music Institute of the Moscow State Conservatory]. Moscow: Muzgiz, 1936. 73 p.
14. Khronika [Chronicle]. Sovetskaya muzyka [Soviet Music]. 1935, No. 1, p. 78.