Интегративные направления в изучении техники фортепианной игры и деятельность Эрвина Баха в Советской России (1934–1947)
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Одной из тенденций первой трети XX столетия в изучении музыкального искусства стал междисциплинарный
подход к проблемам исполнительства. В сфере фортепианной педагогики он сложился на основе «анатомо-фи-
зиологической школы». Её идеи, родившиеся в трудах немецких авторов, получили развитие в России. Мало-
исследованной до настоящего времени остаётся деятельность немецкого педагога-пианиста Эрвина Баха пе-
риода советской эмиграции (1934–1947). Местом его пребывания, кроме Москвы и Ленинграда (Петербурга),
были периферийные города. Настоящая статья впервые представляет информацию о работе Э. Баха в Сверд-
ловске (Екатеринбурге) и Томске.
Дальнейшее развитие положений анатомо-физиологического и психотехнического подходов в Свердлов-
ской (Уральской) консерватории осуществила преподаватель В. А. Гутерман, выпускница Московской кон-
серватории по классу К. Н. Игумнова. Ею была защищена диссертация «Осязательно-двигательный метод
обучения при профессиональных заболеваниях рук пианистов» (Свердловск, 1943). Научным руководите-
лем выступил хирург, профессор Ф. Р. Богданов, официальными оппонентами – профессора Г. Г. Нейгауз и
Н. И. Голубовская. Отзыв дал физиолог, академик Л. О. Орбели.
Архивные документы Уральской консерватории (до 1945 года Свердловской) и Государственного архива
Свердловской области, впервые вводимые в научный оборот, дают возможность осветить эти малоизвестные
исторические факты и дополнить общую картину развития интегративных направлений в изучении музыкаль-
ного исполнительства.
Ключевые слова: фортепианное искусство, фортепианная техника, анатомо-физиологический подход в
фортепианной педагогике, музыкальная педагогика Свердловска, пианист Эрвин Бах в СССР.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Bach E. Ratsional'naya fortepiannaya tekhnika [A Rational Piano Technique]. Translated by A. S. Zamkov, Revised and with an Introduction by B. L. Wolman. Leningrad, 1934. 51 p.
3. Borodin B. B. Iz proshlogo fortepiannoy pedagogiki: anatomo-fiziologicheskaya shkola [From the Past of Piano Pedagogy: the Anatomic Physiological School]. Aktual'nye problemy muzykal'nogo i khudozhestvennogo obrazovaniya: mat. III Mezhdunar. internet-konf. May 2010 g. [Topical Problems of Musical and Artistic Education: Materials of the III International Internet Conference, May 2010]. Ekaterinburg, 2010, pp. 9–17.
4. Breytgaupt R. Estestvennaya fortepiannaya tekhnika. Uchenie o dvizhenii, posadke, etyudy Klementi «Gradus ad Parnassum» [Breitgaupt R. A Natural Piano Technique. The Teaching of Motion and Posture, Clementi’s Etudes “Gradus ad Parnassum”]. Translated and edited by M. N. Metchick. Moscow: Muztorg, 1927. 105 p.
5. Gofman I. Fortepiannaya igra. Voprosy i otvety [Piano Playing. Questions and Answers ]. Translated by E. Roshkovskaya, edited by M. Bruk. 3rd Edition. Moscow: Iskusstvo, 1938. 132 p.
6. Guterman V. A. Vozvrashchenie k tvorcheskoy zhizni. Professional'nye zabolevaniya ruk [A Return to Artistic Life. Professional Maladies of the Hands]. Compilation and Preparation of the Text by S. Frolova. Ekaterinburg: Humanitarian-Ecological Lyceum, 1994. 90 p.
7. Kimeklis G. F. Ervin Germanovich Bakh [Erwin Germanovich Bach]. Vorob'eva N. A. Pianisty Tomskogo muzykal'nogo uchilishcha [Vorobyova N. A. The Pianists at the Tomsk Music College]. Issue 1. Tomsk, 1993, pp.11–12.
8. Kogan G. M. Problemy teorii pianizma (Kriticheskiy obzor russkoy literatury) [Issues of the Theory of Piano Playing (A Critical Survey of Russian Literature)]. Kogan G. M. Voprosy pianizma [Questions of Pianism]. Moscow, 1968, pp. 7–47.
9. Livanova T. N. Iz proshlogo sovetskoy muzykal'noy nauki (GIMN v Moskve) [From the Past of Soviet Musical Scholarship (State Institute of Musical Scholarship in Moscow)]. Iz proshlogo sovetskoy muzykal'noy kul'tury [From the Past of the Soviet Musical Culture].Compiled and edited by T. Livanova. Moscow, 1975, pp. 267–335.
10. Marsova V. S. K glave ob anatomii i psikhofiziologii fortepiannoy tekhniki [A Chapter about the Anatomy and Physiology of the Piano Technique]. Breytgaupt R. Estestvennaya fortepiannaya tekhnika. Uchenie o dvizhenii, posadke, etyudy Klementi «Gradus ad Parnassum» [Breitgaupt R. A Natural Piano Technique. Teaching of Motion and Posture, Clementi’s Etudes “Gradus ad Parnassum”]. Translated and edited by M. N. Meychick. Moscow, 1927, pp. 10–22.
11. Neygauz G. G. Razmyshleniya, vospominaniya, dnevniki. Izbrannye stat'i. Pis'ma k roditelyam [Reflections, Memoirs, Diaries. Selected Articles. Letter to Parents]. Edited by S. G. Neuhaus, D. V. Zhytomyrskiy, Ya. I. Milstein; Compilation, Introduction and Commentaries by Ya I. Milstein. Moscow: Sovetsky kompozitor, 1975. 528 p.
12. Nikolayev A. A. Ocherki po istorii fortepiannoy pedagogiki i teorii pianizma: ucheb. posobie [Essays on the History of Piano Pedagogy and Theory of Piano Playing: a Textbook]. Moscow: Muzyka, 1980. 112 p.
13. Perederiy O. I. Rasprostranenie printsipov anatomo-fiziologicheskogo napravleniya v otechestvennoy fortepiannoy pedagogike pervoy treti XX veka [The Dissemination of the Principles of the Anatomical- Physiological Trend in Russian Piano Pedagogy in the First Third of the 20th Century]. Izvestiya RGPU im. A. I. Gersena. Seriya «Obshhestvennye i gumanitarnye nauki» [Proceedings of the Russian State A. I. Herzen. Pedagogical University. The Series of “Social and Humanitarian Disciplines”]. St. Petersburg, 2008. No. 11 (78), pp. 191–199.
14. Perederiy O. I. Stanovlenie printsipov nachal'nogo obucheniya igre na fortepiano v otechestvennoy metodike sovetskogo perioda [The Formation of the Principles of Elementary Education in Piano Playing in the National Methodology of the Soviet Period]. Izvestiya RGPU im. A. I. Gercena. Seriya «Obshhestvennye i gumanitarnye nauki» [Proceedings of the Russian State A.I. Herzen. Pedagogical University. The Series of “Social and Humanitarian Disciplines”]. St. Petersburg, 2008. No. 11 (75), pp. 247–257.
15. Shabalina L. K. A. P. Rakhmanov (personaliya) [A. P. Rakhmanov (Personalia)]. Vinkevich I. V., Ivanchuk N. N., Polotskaya E. E., Shabalina L. K. Pervoe muzykal'noe uchilishhe Urala [Vinkevich I. V., Ivanchuk N. N., Polotskaya E. E., Shabalina L. K. The First Music College of the Ural Region]. Edited by L. K. Shabalina. Ekaterinburg, 2012, p. 264.
16. Steinhausen F. A. Tekhnika igry na fortepiano [The Technique of Playing the Piano]. Preface, Supplementation and Revision by G. P. Prokofiev; Translated from the 2nd German Edition. Moscow: Muzsektor, 1926. 91 p.
17. Shul'pyakov O. F. Tekhnicheskoe razvitie muzykanta-ispolnitelya. Problemy metodologii [The Technical Development of the Musician-Performer. Issues of Methodology]. Leningrad: Muzyka,1973. 104 p.
18. Shchapov A. P. O “Ratsional'noy fortepiannoy tekhnike” Ervina Bakha [Concerning Erwin Bach’s “Rational Piano Technique”]. Sovetskaya muzyka [Soviet Music], 1936, No. 9, pp. 71–78.
19. Erwin Johannes Bach.
URL: https://de.wikipedia.org/wiki/Erwin_Johannes_Bach (28.08.2015).