Интегративные направления в изучении техники фортепианной игры и деятельность Эрвина Баха в Советской России (1934–1947)

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Nina K. Evdokimova

Аннотация

Одной из тенденций первой трети XX столетия в изучении музыкального искусства стал междисциплинарный
подход к проблемам исполнительства. В сфере фортепианной педагогики он сложился на основе «анатомо-фи-
зиологической школы». Её идеи, родившиеся в трудах немецких авторов, получили развитие в России. Мало-
исследованной до настоящего времени остаётся деятельность немецкого педагога-пианиста Эрвина Баха пе-
риода советской эмиграции (1934–1947). Местом его пребывания, кроме Москвы и Ленинграда (Петербурга),
были периферийные города. Настоящая статья впервые представляет информацию о работе Э. Баха в Сверд-
ловске (Екатеринбурге) и Томске.
Дальнейшее развитие положений анатомо-физиологического и психотехнического подходов в Свердлов-
ской (Уральской) консерватории осуществила преподаватель В. А. Гутерман, выпускница Московской кон-
серватории по классу К. Н. Игумнова. Ею была защищена диссертация «Осязательно-двигательный метод
обучения при профессиональных заболеваниях рук пианистов» (Свердловск, 1943). Научным руководите-
лем выступил хирург, профессор Ф. Р. Богданов, официальными оппонентами – профессора Г. Г. Нейгауз и
Н. И. Голубовская. Отзыв дал физиолог, академик Л. О. Орбели.
Архивные документы Уральской консерватории (до 1945 года Свердловской) и Государственного архива
Свердловской области, впервые вводимые в научный оборот, дают возможность осветить эти малоизвестные
исторические факты и дополнить общую картину развития интегративных направлений в изучении музыкаль-
ного исполнительства.

Ключевые слова: фортепианное искусство, фортепианная техника, анатомо-физиологический подход в
фортепианной педагогике, музыкальная педагогика Свердловска, пианист Эрвин Бах в СССР.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Evdokimova, N. K. (2016). Интегративные направления в изучении техники фортепианной игры и деятельность Эрвина Баха в Советской России (1934–1947). Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (2), 116–124. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2016.2.116-124
Раздел
Музыкальное исполнительство и образование
Биография автора

Nina K. Evdokimova, Уральская государственная консерватория им. М. П. Мусоргского

Евдокимова Нина Кузьминична – 
Начальник Научно-методического центра
дополнительного профессионального образования,
старший преподаватель,
соискатель кафедры теории музыки

Библиографические ссылки

1. Barenboym L. A. Sovremennaya teoriya i praktika fortepiannoy pedagogiki. Teoriya individual'noy fortepiannoy pedagogiki K. Martinsena [The Present-Day Theory and Practice of Piano Pedagogy. The Theory of Carl Martinssen’s Individual Piano Pedagogy]. Sovetskaya muzyka [Soviet Music]. 1933. No. 4, pp. 118–133.
2. Bach E. Ratsional'naya fortepiannaya tekhnika [A Rational Piano Technique]. Translated by A. S. Zamkov, Revised and with an Introduction by B. L. Wolman. Leningrad, 1934. 51 p.
3. Borodin B. B. Iz proshlogo fortepiannoy pedagogiki: anatomo-fiziologicheskaya shkola [From the Past of Piano Pedagogy: the Anatomic Physiological School]. Aktual'nye problemy muzykal'nogo i khudozhestvennogo obrazovaniya: mat. III Mezhdunar. internet-konf. May 2010 g. [Topical Problems of Musical and Artistic Education: Materials of the III International Internet Conference, May 2010]. Ekaterinburg, 2010, pp. 9–17.
4. Breytgaupt R. Estestvennaya fortepiannaya tekhnika. Uchenie o dvizhenii, posadke, etyudy Klementi «Gradus ad Parnassum» [Breitgaupt R. A Natural Piano Technique. The Teaching of Motion and Posture, Clementi’s Etudes “Gradus ad Parnassum”]. Translated and edited by M. N. Metchick. Moscow: Muztorg, 1927. 105 p.
5. Gofman I. Fortepiannaya igra. Voprosy i otvety [Piano Playing. Questions and Answers ]. Translated by E. Roshkovskaya, edited by M. Bruk. 3rd Edition. Moscow: Iskusstvo, 1938. 132 p.
6. Guterman V. A. Vozvrashchenie k tvorcheskoy zhizni. Professional'nye zabolevaniya ruk [A Return to Artistic Life. Professional Maladies of the Hands]. Compilation and Preparation of the Text by S. Frolova. Ekaterinburg: Humanitarian-Ecological Lyceum, 1994. 90 p.
7. Kimeklis G. F. Ervin Germanovich Bakh [Erwin Germanovich Bach]. Vorob'eva N. A. Pianisty Tomskogo muzykal'nogo uchilishcha [Vorobyova N. A. The Pianists at the Tomsk Music College]. Issue 1. Tomsk, 1993, pp.11–12.
8. Kogan G. M. Problemy teorii pianizma (Kriticheskiy obzor russkoy literatury) [Issues of the Theory of Piano Playing (A Critical Survey of Russian Literature)]. Kogan G. M. Voprosy pianizma [Questions of Pianism]. Moscow, 1968, pp. 7–47.
9. Livanova T. N. Iz proshlogo sovetskoy muzykal'noy nauki (GIMN v Moskve) [From the Past of Soviet Musical Scholarship (State Institute of Musical Scholarship in Moscow)]. Iz proshlogo sovetskoy muzykal'noy kul'tury [From the Past of the Soviet Musical Culture].Compiled and edited by T. Livanova. Moscow, 1975, pp. 267–335.
10. Marsova V. S. K glave ob anatomii i psikhofiziologii fortepiannoy tekhniki [A Chapter about the Anatomy and Physiology of the Piano Technique]. Breytgaupt R. Estestvennaya fortepiannaya tekhnika. Uchenie o dvizhenii, posadke, etyudy Klementi «Gradus ad Parnassum» [Breitgaupt R. A Natural Piano Technique. Teaching of Motion and Posture, Clementi’s Etudes “Gradus ad Parnassum”]. Translated and edited by M. N. Meychick. Moscow, 1927, pp. 10–22.
11. Neygauz G. G. Razmyshleniya, vospominaniya, dnevniki. Izbrannye stat'i. Pis'ma k roditelyam [Reflections, Memoirs, Diaries. Selected Articles. Letter to Parents]. Edited by S. G. Neuhaus, D. V. Zhytomyrskiy, Ya. I. Milstein; Compilation, Introduction and Commentaries by Ya I. Milstein. Moscow: Sovetsky kompozitor, 1975. 528 p.
12. Nikolayev A. A. Ocherki po istorii fortepiannoy pedagogiki i teorii pianizma: ucheb. posobie [Essays on the History of Piano Pedagogy and Theory of Piano Playing: a Textbook]. Moscow: Muzyka, 1980. 112 p.
13. Perederiy O. I. Rasprostranenie printsipov anatomo-fiziologicheskogo napravleniya v otechestvennoy fortepiannoy pedagogike pervoy treti XX veka [The Dissemination of the Principles of the Anatomical- Physiological Trend in Russian Piano Pedagogy in the First Third of the 20th Century]. Izvestiya RGPU im. A. I. Gersena. Seriya «Obshhestvennye i gumanitarnye nauki» [Proceedings of the Russian State A. I. Herzen. Pedagogical University. The Series of “Social and Humanitarian Disciplines”]. St. Petersburg, 2008. No. 11 (78), pp. 191–199.
14. Perederiy O. I. Stanovlenie printsipov nachal'nogo obucheniya igre na fortepiano v otechestvennoy metodike sovetskogo perioda [The Formation of the Principles of Elementary Education in Piano Playing in the National Methodology of the Soviet Period]. Izvestiya RGPU im. A. I. Gercena. Seriya «Obshhestvennye i gumanitarnye nauki» [Proceedings of the Russian State A.I. Herzen. Pedagogical University. The Series of “Social and Humanitarian Disciplines”]. St. Petersburg, 2008. No. 11 (75), pp. 247–257.
15. Shabalina L. K. A. P. Rakhmanov (personaliya) [A. P. Rakhmanov (Personalia)]. Vinkevich I. V., Ivanchuk N. N., Polotskaya E. E., Shabalina L. K. Pervoe muzykal'noe uchilishhe Urala [Vinkevich I. V., Ivanchuk N. N., Polotskaya E. E., Shabalina L. K. The First Music College of the Ural Region]. Edited by L. K. Shabalina. Ekaterinburg, 2012, p. 264.
16. Steinhausen F. A. Tekhnika igry na fortepiano [The Technique of Playing the Piano]. Preface, Supplementation and Revision by G. P. Prokofiev; Translated from the 2nd German Edition. Moscow: Muzsektor, 1926. 91 p.
17. Shul'pyakov O. F. Tekhnicheskoe razvitie muzykanta-ispolnitelya. Problemy metodologii [The Technical Development of the Musician-Performer. Issues of Methodology]. Leningrad: Muzyka,1973. 104 p.
18. Shchapov A. P. O “Ratsional'noy fortepiannoy tekhnike” Ervina Bakha [Concerning Erwin Bach’s “Rational Piano Technique”]. Sovetskaya muzyka [Soviet Music], 1936, No. 9, pp. 71–78.
19. Erwin Johannes Bach.
URL: https://de.wikipedia.org/wiki/Erwin_Johannes_Bach (28.08.2015).