Интервальные и мотивные связи в последнем романсе вокального цикла Шёнберга «Книга висячих садов»

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Anton A. Rovner

Аннотация

Одно из самых значительных сочинений Шёнберга атонального периода – вокальный цикл на стихи Ште-
фана Георге Das Buch von den Hängenden Gärten («Книга висячих садов»). Принято считать, что атональный
язык Шёнберга аморфен и приводит фактически к полному отказу от традиционной формы, структуры и
тематизма. Существует два противоположных подхода к рассмотрению музыки этого периода. Один из них
лучше всего развил немецкий музыкальный теоретик Теодор Адорно, который превозносил атональную му-
зыку Шёнберга за смелый разрыв со всеми формальными ограничениями прежней традиции. Другой пред-
ставлен американскими теоретиками в выработанной ими теории рядов (set theory). Данная теория подчёр-
кивает присущую музыке Шенберга этого периода структурную организацию, в которой можно обнаружить
множество симметричных элементов интервальной структуры, несмотря на кажущуюся полную стилевую
свободу. В данной статье представлен анализ формы, тематизма и интервальных соотношений последнего
романса вокального цикла, при этом интервальная структура анализируется в опоре на теорию рядов (set
theory), а свободное развитие сочинения, не скованное традиционной формой, рассматривается с позиций
Адорно.

Ключевые слова: Арнольд Шёнберг, атональность, Das Buch von den Hängenden Gärten («Книга висячих
садов»), Теодор Адорно, set theory (теория рядов).

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Rovner, A. A. (2016). Интервальные и мотивные связи в последнем романсе вокального цикла Шёнберга «Книга висячих садов». Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (3), 28–35. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2016.3.028-035
Раздел
Международный отдел
Биография автора

Anton A. Rovner, Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского

Ровнер Антон Аркадьевич – 
PhD (Университет Ратгерс, штат Нью-Джерси,
США),
магистр музыки Джульярдской школы
(Нью-Йорк),
магистр музыкальной теории
(Колумбийский Университет, Нью-Йорк),
кандидат искусствоведения,
старший преподаватель кафедры
междисциплинарных специализаций музыковедов

Библиографические ссылки

Adorno, Theodor W. Quasi Una Fantasia. Essays on Modern Music. London. Verso 1998, 2002, 2011. 336 p.
Forte, Allen. The Structure of Atonal Music. Yale University Press. New Haven and London. 1973. 224 p.
Lester, Joel. Analytic Approaches to Twentieth Century Music. W.W. Norton and Company. New York & London. 1989. 308 p.
Rahn, John. Basic Atonal Theory. Schirmer Books. New York. MacMillan Publishers. London. 1980. 158 p.
Wellesz, Egon. Arnold Schoenberg. Da Capo Press, 1925. 159 p.

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)