Александр Немтин: Концерт для органа

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Антон А. Ровнер

Аннотация

Московский композитор Александр Немтин (1936–1999) в большей мере известен своей завершённой версией «Предварительного Действа» Александра Скрябина, мистического произведения, которое композитор планировал сочинить в последние годы своей жизни. Но ему не было суждено это осуществить. В 1970 году Немтин взялся за проект его восстановления и завершил его в 1996 году. Получилось громадное полотно из трёх частей для оркестра, хора, солистов, фортепиано и органа. Менее известными остаются оригинальные сочинения Немтина. Они написаны преимущественно в традиционном стиле. В гармонии преобладает расширенная диатоника, фактура – в духе романтической инструментальной музыки с умеренным внедрением неоклассических и более модернистских элементов ХХ века. Среди произведений композитора есть крупное сочинение для органа соло – Концерт для органа, написанный в 1963 году. Концерт по масштабности инструментальной фактуры, многочастной формы, составляющей шесть неравных частей, и продолжительности звучания около 40 минут, вполне оправдывает своё жанровое решение. Композитор опирается на расширенную диатоническую тональность, дополненную множеством диссонантных созвучий, представляет диалог с языком барокко, элементы стилизации Баха и других барочных композиторов. Стилизация в Концерте для органа выражена особенно наглядно через обращение к жанрам эпохи барокко – прелюдии, канону, хоралу, арии, ричеркару и фуге. Концерт Немтина следует обширной традиции продолжительных по времени крупномасштабных музыкальных произведений для соло органа и органа с оркестром. Его академические, композиционные качества, широкое использование разновидностей
полифонической техники и следование известным жанрам эпохи барокко показывает эстетическую близость немецкой органной традиции. В своём инструментальном сочинении крупного жанра Александр Немтин проявил себя как мастер крупной формы, способный мыслить в категориях масштабной драматургии, продолжающей традиции симфонической музыки российских композиторов ХХ века. Он остался в истории музыки не только как музыкант, воссоздавший скрябинское «Предварительное Действо», но и как автор собственной оригинальной музыки.


Ключевые слова: Александр Немтин, Концерт для органа, органная музыка, крупномасштабная форма, прелюдия, канон, ария, фуга, стилизация, стилевой диалог с эпохой барокко.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Ровнер A. A. (2020). Александр Немтин: Концерт для органа. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, 41(4), 130–144. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/1222
Раздел
Международный отдел
Биография автора

Антон А. Ровнер, Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского г. Москва, Россия

Кандидат искусствоведения, Ph.D. (Университет Ратгерс, штат Нью-Джерси, США), преподаватель кафедры междисциплинарных специализаций музыковедов, Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского

Anton A. Rovner, Ph.D. (Arts), Ph.D. (Rutgers University, New Jersey, USA), Faculty Member at the Department of Interdisciplinary Specializations for Musicologists, Moscow State P. I. Tchaikovsky Conservatory