Александр Немтин: Концерт для органа
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Московский композитор Александр Немтин (1936–1999) в большей мере известен своей завершённой версией «Предварительного Действа» Александра Скрябина, мистического произведения, которое композитор планировал сочинить в последние годы своей жизни. Но ему не было суждено это осуществить. В 1970 году Немтин взялся за проект его восстановления и завершил его в 1996 году. Получилось громадное полотно из трёх частей для оркестра, хора, солистов, фортепиано и органа. Менее известными остаются оригинальные сочинения Немтина. Они написаны преимущественно в традиционном стиле. В гармонии преобладает расширенная диатоника, фактура – в духе романтической инструментальной музыки с умеренным внедрением неоклассических и более модернистских элементов ХХ века. Среди произведений композитора есть крупное сочинение для органа соло – Концерт для органа, написанный в 1963 году. Концерт по масштабности инструментальной фактуры, многочастной формы, составляющей шесть неравных частей, и продолжительности звучания около 40 минут, вполне оправдывает своё жанровое решение. Композитор опирается на расширенную диатоническую тональность, дополненную множеством диссонантных созвучий, представляет диалог с языком барокко, элементы стилизации Баха и других барочных композиторов. Стилизация в Концерте для органа выражена особенно наглядно через обращение к жанрам эпохи барокко – прелюдии, канону, хоралу, арии, ричеркару и фуге. Концерт Немтина следует обширной традиции продолжительных по времени крупномасштабных музыкальных произведений для соло органа и органа с оркестром. Его академические, композиционные качества, широкое использование разновидностей
полифонической техники и следование известным жанрам эпохи барокко показывает эстетическую близость немецкой органной традиции. В своём инструментальном сочинении крупного жанра Александр Немтин проявил себя как мастер крупной формы, способный мыслить в категориях масштабной драматургии, продолжающей традиции симфонической музыки российских композиторов ХХ века. Он остался в истории музыки не только как музыкант, воссоздавший скрябинское «Предварительное Действо», но и как автор собственной оригинальной музыки.
Ключевые слова: Александр Немтин, Концерт для органа, органная музыка, крупномасштабная форма, прелюдия, канон, ария, фуга, стилизация, стилевой диалог с эпохой барокко.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.