Табулатура Адама Илеборга (1448): несовершенство нотной записи или зарождение stylus phantasticus?
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Один из старейших источников органного искусства – Табулатура Адама Илеборга из Штендаля – содержит
уникальный пример композиций с нефиксированной метроритмической структурой. В статье рассматривается
возможность трактовки преамбул и интабуляции вокальной композиции «Froweal myn hoffen an dir lyed» как
раннее проявление stylus phantasticus в органно-клавирном искусстве.
Опираясь на описание фантазийного стиля (stylus phantasticus), данное А. Кирхером в 1650 году, и на ука-
зания Дж. Фрескобальди по исполнению токкат в сборнике 1615 года, автор прослеживает линию развития
композиций, для которых характерно импровизационное начало.
Глобальные изменения в органостроении XV века делали возможным для органиста исполнение всё более
виртуозных партий, а использование органа не только в культовых, но и светских целях способствовало выра-
жению импровизационных устремлений музыкантов.
Анализируя композиции из Табулатуры Адама Илеборга, автор приходит к заключению, что отсутствие
метрической фиксации является преднамеренным отражением импровизационности мышления в рассматри-
ваемых композициях. Именно стремление к импровизационности, свободе выражения музыкальной мысли,
отражённое в композициях Табулатуры Адама Илеборга, позволяет причислить их к ранним образцам stylus
phantasticus.
Ключевые слова: табулатура, stylus phantasticus, Адам Илеборг, преамбула, орган, интабуляция.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Laukvik J. Orgelschule zur historischen Aufführungspraxis (Teil 1) [The Organ School in its Historical Performance Practice. Part 1]. Carus, 1989. 324 p.
3. Morbach B. Die Musikwelt der Renaissance [The Musical World of the Renaissance]. Bärenreiter, 2006. 267 p.
4. Quoika R. Von Blockwerk zur Registerorgel. Zur Geschichte der Orgelgotik 1200–1520 [From Boulders to the Organ with Many Registers. History of the Gothic Organ 1200–1520]. Bärenreiter,1966. 88 p.
5. Radulescu M. Organum Antiquum. Früheste Orgelmusic [Organum Antiquum. The Earliest Organ Music]. Doblinger, 1980. 44 p.
6. Radulescu M. Süddeutsche Orgelmusik um 1500, in: Orgel und Orgelspiel im 16. Jahrhundert [South German Organ Music in 1500, in: Organ and Organ Performance in the 16th Century]. Innsbrucker Beiträger zur Musikwissenschaft [Innsbruck Contributors to Musicology]. Neu-Rum, 1978, pp. 54–69.